Конфликт между мэром и губернатором нельзя было демонстрировать публично
Федеральное руководство "Единой России" решило не вмешиваться в обострившиеся отношения главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина и областной администрации. Последняя намеревается изменить систему местного самоуправления в центральном городе региона и назначить собственного мэра.
В региональном парламенте уже было сорвано заседание, на котором должны были принять соответствующий законопроект, пишет «Коммерсант». И если сейчас в городе работает система, при которой главу города депутаты гордумы выбирают из своего состава, а руководителя городской администрации нанимают по контракту, то законопроект подразумевает выбор мэра и главы администрации в одном лице конкурсной комиссией, в которой половину голосов имеет региональная власть. Как сообщалось ранее, законопроект был предложен для рассмотрения уже после начала конфликта между мэром и губернатором.
Ранее в Нижнем Новгороде и других городах кандидаты в муниципальные депутаты от "Единой России", прошедшие праймериз, столкнулись с конкуренцией со стороны самовыдвиженцев, поддержанных обладминистрацией. Против официальных кандидатов-единороссов в гордуму Нижнего выдвинулись шестеро главврачей горбольниц, однако позже они свои кандидатуры сняли. Также, в конце июля благодаря действиям Сорокина и гордумы был снят с должности за неудовлетворительную, по версии депутатов, работу руководитель горадминистрации Олег Кондрашов. Губернатор Валерий Шанцев выразил недовольство таким шагом и назвал его политическим.
Михаил Рыхтик:
— Мне трудно назвать конкретные причины этого конфликта, я бы выявил ряд закономерностей. Первое – практически каждый губернатор, который работал в нижегородском кремле с 90-х годов, вступал в конфликт с главой администрации областного центра. Здесь есть некоторое продолжение традиции: и Немцов, и Скляров, и Ходорев, так или иначе, на одном из этапов своего руководства областью вступали в конфликт с главой города.
Не знаю, есть ли в этом проявление какой-то региональной нижегородской специфики, исторической или культурной особенности региона, но это факт. Наверное, это отражение не совсем эффективного и отработанного годами законодательства и норм, регламентирующих взаимодействие разных ветвей власти в России. Есть одна из особенностей российской политической практики – у нас слишком часто меняются законы и правила игры. Я бы рекомендовал на всех уровнях власти принять своего рода некий мораторий, чтобы игроки или участники политического процесса привыкли к каким-то правилам игры, которые не меняются под конкретные личностные амбиции и интересы.
Оба лидера являются активными членами этой партии, фактически, это внутрипартийный конфликт. Все остальное (скандалы с праймериз и увольнением сити-менджера – прим. «РК»), мне кажется, нюансы. С точки зрения развития политического процесса очень важно, чтобы все это происходило в рамках действующих норм, существующих политических процессов и институтов. К сожалению, слабость политических партий и, соответственно, какая-то размытость, отсутствие четких идеологических границ способствует доминированию личных амбиций, что не всегда хорошо сказывается. А все остальное – детали. Праймериз – это же технологии, это не так интересно.
Я считаю, что на публичном уровне такие конфликты показывать нельзя. Партия должна решать противоречия в рамках партийных институтов, механизмов, и для этого должны эффективно работать инструменты и институты внутри политических партий. А выходить в публичную сферу необходимо уже с консолидированной позицией. Это очень важно, иначе как вы будете разговаривать со своим избирателем? Избиратель всегда может сказать: ребята, а вы разберитесь внутри себя — вы хотите моей поддержки, но представляете при этом одну политическую структуру или все-таки две разных?