Регионы будут базой для развития «арктического кластера»
Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил положение «О государственной комиссии по вопросам развития Арктики», возглавил ее вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В ведении комиссии будут как социально-экономические, так и политические, в том числе и военные аспекты развития региона. Комиссия будет оценивать эффективность использования ресурсной базы Арктики, а также принимать решения по разработке и реализации приоритетных инвестиционных программ, сообщает «Коммерсант».
Всего в состав комиссии вошло более 60 человек. У Дмитрия Рогозина будет пять заместителей: министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, министр энергетики Александр Новак, министр экономического развития Алексей Улюкаев, министр транспорта Максим Соколов и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир Назаров.
Кроме того, в составе комиссии присутствуют представители крупнейших госкомпаний, силовых структур, администрации президента, губернаторского корпуса и иных органов власти.
Евгений Забродин:
— Сегодня тема освоения запасов Арктики в некотором смысле топовая. Это новый ГОЭЛРО или Магнитка, о которой в двадцатые-тридцатые годы слагались поэмы и мифы, так что участие в этом проекте, пусть и не на первых ролях, престижно для любого политика.
Относительно реального участия регионального руководства в процессе развития арктического нефтегазового кластера. Фактически, руководителям регионов, как и самим регионам, отведена роль вспомогательная. Регионы будут базой для развития кластера, а руководство регионов должно обеспокоиться инфраструктурой, к примеру, проект Северный Широтный ход, который активно продвигает губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.
Региональная власть должна создавать условия развития этих проектов и в том числе ей отводится роль взаимодействия с дочерними предприятиями крупных добывающих компаний, работающими в регионе. В то же время все стратегические вопросы, такие как распределение участков и лицензий, уже давно перешли в исключительную компетенцию федерального центра. Произошло это еще в середине нулевых годов, когда регионы лишились так называемого права «второго ключа». Безусловно, региональное руководство и лично губернаторы принимают активное участие в продвижении проектов. В некотором смысле они лоббируют свои территории точно так, как и крупные недропользователи лоббируют свои компании, однако все равно верховным арбитром является федеральный центр.