Три проблемы московских выборов
По предвыборному прогнозу ВЦИОМ, бесспорным фаворитом на выборах мэра Москвы является Сергей Собянин. Прогнозируемый результат действующего главы города составляет 69,4 %. При этом результат следующего за ним кандидата Вадима Кумина – 13,2 %. Такая разница в показателях свидетельствует о вероятной победе действующего мэра в первом туре. К такому прогнозу можно было бы отнестись скептически, ведь предполагаемый результат выборов мэра в 2013 году существенно отличался от фактического: главный соперник Собянина, Алексей Навальный, смог набрать 27 % вместо ожидавшихся 13–15 %. Впрочем, теперь доминирование Сергея Собянина намного более очевидно. Однако это не исключает других проблем для мэрии, которые могут возникнуть по итогам избирательной кампании.
Интригой выборов мэра становится распределение голосов между остальными кандидатами. Очевидно, что по мере движения кампании к финалу Кумин перетягивает голоса Дегтярева и Свиридова. Усиление позиций коммунистического кандидата обусловливается общей ролью КПРФ как главной оппозиционной партии и текущей повесткой, прежде всего пенсионной реформой. В то же время вероятность консолидации всего протестного электората вокруг Кумина лишь гипотетическая. Ни один из соперников Собянина не представляет собой «главного врага» московской власти, каким был Навальный в 2013 году. Силой, которая явно противостояла мэрии (и идентифицировалась в этом качестве избирателем), на муниципальных выборах 2017 года было «Яблоко». Именно тогда, год назад, проявилась четкая поляризация политических предпочтений центра и периферии города, а также наличие значительного электората у главной «антимэрской» силы в Москве – «Яблока».
Сейчас у последовательных противников московской власти нет своего представителя, а кандидаты, участвующие в кампании, не являются привлекательными для этой электоральной группы. Подобная конфигурация обеспечивает контроль мэрии над политической ситуацией на электоральном поле, но увеличивает риск всплеска протестной активности за его рамками. Отсутствие яркого антагониста главного кандидата затрудняет проявление протестных настроений в рамках электорального поля и делает актуальными иные способы выражения протеста – это первая проблема.
Вторая проблема – это высокое электобилити Собянина. Результатом уверенности в безоговорочной победе главного кандидата становится отсутствие мотивации к голосованию у его сторонников. Реакция мэрии на эту угрозу – активная борьба за явку на протяжении всей кампании. Именно поэтому кампания проходит в логике президентских выборов. Очевидны широкое информирование граждан (в этом коренное отличие от кампании-2013), а также предоставление дополнительных возможностей для голосования, например, продление работы избирательных участков до 22:00, при этом впервые москвичи смогут проголосовать вне города. Тем не менее технологические решения не могут полностью снять проблему и предоставить избирателям дополнительную мотивацию прийти на избирательный участок, чтобы поддержать более чем очевидного лидера.
И третье. Избирательная кампания Собянина не предусматривает обращения к проблемным группам населения. Приоритет в кампании градостроительства, при котором в основном фиксируются позитивные результаты в вопросах благоустройства территорий и новых транспортных решений, вытесняет из повестки недовольство реформами здравоохранения и образования, платными парковками и эвакуацией, реновацией, проблемы обманутых дольщиков. По каждой из этих проблем сформировались устойчивые значительные группы недовольных. Учитывая высокий индекс протестного потенциала, зафиксированный в конце августа, игнорирование требований протестных групп, а не реагирование (хотя бы асимметричное) на их запросы, может быть опасным. Отсутствие ответов на острые вопросы увеличивает риск того, что они в том или ином виде будут заданы после 9 сентября.