При госзакупках должно быть максимально расширено применение контрольных механизмов


Мэр Москвы Сергей Собянин на оперативном совещании в правительстве поручил в течение недели разобраться с аффилированными участниками торгов на заключение госконтракта по «Зеленхозу», подключив к этому вопросу ГУВД.

Он также отметил, что даже если формальных признаков того, что участник торгов — аффилированная компания, нет, нужно обращать на такие торги особое внимание.

«Обращаю внимание, что часть торгов, которые формально числятся не у единственного источника, проходят с аффилированными структурами. Прошу обращать внимание на такие торги. Даже если формального признака нет, но мы видим, что это аффилированные торги, ими заниматься персонально. В частности, удивительные торги прошли по «Зеленхозу». Бывшие работники удачно выиграли этот конкурс — муж с женой. И считается, что это не аффилированная структура и все нормально», — отметил Собянин.

Алексей Шляпужников:

— Еще в сентябре специалисты Transparency International Russia представили доклад, проанализировавший возможности злоупотребления аффилированностью в новой системе государственных закупок (ФКС). Особенно нами был отмечен тот факт, что в части регулирования ситуаций конфликта интересов нормы в данной системе чересчур мягкие и расплывчатые.

В конце октября текущего года Минэкономразвития предложило законодательно прописать, что члены конкурсных комиссии по госзакупкам и руководство заказчиков не могут состоять в родственных отношениях с участниками госзакупок, чтобы исключить возможность конфликта интересов. Предполагается, что эти поправки вступят в силу уже с января 2014 года, то есть через несколько месяцев.

Сергей Собянин, как чиновник с большим стажем, привык слегка опережать события. Вероятно, это одна из причин подобного его решения. Кроме того, ситуация с государственными и муниципальными закупками весьма и весьма далека от прозрачности. Более 70% сделок проводятся с нарушением конкуренции.

Это, разумеется, наносит прямой ущерб интересам эффективного управления и уводит бюджетные деньги, мягко говоря, не по самому оптимальному пути. Среди нарушений в сфере конкуренции, естественно, присутствуют и такие, при которых в роли закупщика и продавца товаров либо услуг выступают родственники различной степени близости.

Однако это не единственный тип подобных нарушений. Зачастую нечистоплотные участники системы госзакупок используют более изощренные схемы. Таким образом, меры, предложенные нами, поддержанные правительством и примененные Сергеем Собяниным, разумеется, очень важны, но они не должны быть единственными в деле наведения порядка в этом секторе. Должна быть повышена прозрачность проведения мероприятий по закупкам госорганами и муниципалами товаров и услуг. Также должно быть максимально расширено применение контрольных механизмов – как со стороны государства, так и со стороны общественников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: