Москва подписала первый в России межсубъектный офсетный контракт с Карелией. Согласно условиям сделки, инвестор организует в республике производство по выпуску щебня, а Москва закупит более 13 млн тонн продукции в течение 10 лет. Таким образом столица получит материалы для строительства и ремонта дорог по выгодной цене, Карелия – новые рабочие места и налоги, а инвестор – стабильный доход. Эксперты РК отмечают, что Москва традиционно внедряет новые финансовые инструменты для помощи регионам. По их мнению, примеру столицы могут последовать и другие субъекты РФ, у которых нет проблем с экономикой.
Встречные обязательства
Москва и Республика Карелия подписали первый в России офсетный контракт между регионами. Документ подразумевает инвестиционные обязательства в сфере производства строительных материалов.
«Благодаря контракту мы наладим стабильные поставки материала (щебня), который используется при ремонте и строительстве столичных дорог», – сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале.
Инвестор обязуется в течение трех лет создать на территории Карелии предприятие по выпуску щебня. Потребуется построить производственный комплекс, закупить оборудование и железнодорожные вагоны для перевозки готовой продукции. Для республики это новое производство, дополнительные рабочие места и рост отчислений в бюджет.
Правительство Москвы со своей стороны гарантирует закупку около 13,7 млн тонн продукции в течение 10 лет. Для города такой контракт – это гарантированные закупки качественной продукции по стабильной цене.
Офсетный контракт по поставке щебня заключен на сумму более 61 млрд рублей. Он вошел в 10 крупнейших по величине закупки за всю историю современной контрактной системы, отмечают в пресс-службе правительства Карелии.
«Благодаря гарантиям сбыта продукции офсетный контракт позволяет бизнесу инвестировать практически без риска. В результате в Карелии будет создано новое эффективное производство. Успешная реализация офсета станет хорошим примером партнерства государства и бизнеса, а также укрепит межрегиональные связи между Москвой и Карелией», – отмечал ранее Парфенчиков.
За право заключения межсубъектного офсетного контракта боролись несколько компаний через электронный конкурс. Каждая предлагала наилучшие условия для его исполнения. Инвестор отбирался по готовности осуществить дополнительные инвестиции, кроме предусмотренных контрактом, в создание или модернизацию производства и по наличию опыта исполнения подобных контрактов.
Победителем конкурса стало ООО «БИОЭН ТРЕЙД». Компания представила для подтверждения опыта работы документы об исполненных обязательствах на сумму более 10 млрд рублей.
Правительство Москвы с 2017 года заключило 17 офсетных контрактов. По шести из них инвесторы уже завершили строительство и модернизацию производств, начали поставлять продукцию для города.
Москва как лидер по внедрению новых инструментов развития
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов поясняет, что офсетный контракт в первую очередь предусматривает долгосрочность отношений, такие договоры выгодны органам власти, если у них есть повторный запрос на одну и ту же продукцию или услугу в течение длительного времени.
Эксперт подмечает, что нет ничего удивительного в заключении именно Москвой первого межсубъектного офсетного контракта, так как столица традиционно внедряет новые финансовые инструменты.
«Заключение подобных офсетных контрактов возможно и с другими регионами, потому что у Москвы достаточно много форм взаимодействия с субъектами страны как в части потребляемой продукции из них, так и в части поставки различных товаров, производимых в столице или тех, которые она готова передать в другие субъекты. Я не удивлюсь, если форма офсетного контракта будет иметь практику и в других случаях. Потенциал еще не исчерпан», – добавляет Климанов.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев отмечает логичность заключения такого контракта. Он напоминает, что в Москве нет проблем с бюджетом и все сферы быстро развиваются, поэтому она может оказать помощь как новым регионам России, так и всем остальным.
По мнению эксперта, примеру столицы по помощи экономикам регионов могут последовать и другие субъекты РФ.
«Подписание подобных офсетных договоров возможно и с другими регионами России. Я думаю, что заключать может не только Москва, но и, например, Санкт-Петербург, Татарстан, где с денежными средствами все в порядке. Второй стороной могут выступать регионы, где положение с финансами похуже. Кроме новых регионов, это могут быть субъекты ЦФО, СЗФО, те регионы, где нет продвинутого промышленного производства, нефти и так далее», – комментирует Разуваев.