Отчеты чиновников о своих доходах и расходах является необходимым инструментом общественного контроля
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, в соответствии с которым чиновники и сотрудники государственной гражданской службы должны предоставлять сведения о совершенных ими крупных расходах.
В частности, заместители мэра столицы Собянина, он сам, члены правительства и ряд других руководителей столицы, обязаны предоставить сведения о крупных расходах за предыдущий год не позднее 1 апреля. Другие высокопоставленные чиновники, занимающие должности госслужбы, обязаны отчитаться о расходах не позднее 30 апреля.
При этом чиновники обязаны отчитываться о расходах только в том случае, если сумма сделки по приобретению земли, недвижимости, акций, транспорта, а также ценных бумаг превышает трехлетний доход чиновника и его супруга или супруги. Данные о расходах будут опубликованы в 14-дневный срок со дня окончания подачи данных.
Алексей Глухов:
— Контроль за уровнем расходов чиновников — один из способов обеспечения прозрачности деятельности госслужащих. К тому же, он более эффективен, чем контроль за доходами.
Однако в современных условиях и эту меру очень тяжело реализовать. Во-первых, контроль распространяется лишь на акции, банковские счета, и «крупное» имущество. А во-вторых, наши чиновники уже научились обходить закон – начиная от оформления на дальних родственников и знакомых своего имущества, до наличия имущества за рубежом, причем проверка последнего вне юрисдикции местных властей, либо очень сильно затруднена.
Именно поэтому декларации о расходах, могут лишь формально отвечать разумным критериям расходов «слуги народа». Не менее важно, что, как и по всей стране, так и в Москве, чиновников очень много, и соответственно и деклараций будет тоже много. А вот кто и как будет их проверять и перепроверять – большой вопрос.
Практика проверки деклараций чиновников о их доходах и недвижимом имуществе показала, что все эти декларации лежат мертвым грузом в контролирующих органах, а проверка осуществляется выборочно – либо в отношении мелких чиновников, либо в отношении не очень лояльных. Таким образом, действует негласный принцип «презумпция невиновности и честности» чиновника.
Но даже при всех минусах, я считаю, что отчеты чиновников о своих доходах и расходах является необходимым инструментом общественного контроля, когда каждый гражданин может посмотреть, сколько тысяч и миллионов заработал чиновник, и что он на эти деньги купил, хотя бы применительно к легальным доходам и расходам.
Необходимо совершенствовать систему ответственности за недостоверные сведения в декларации. Существующие меры – увольнение — не в полной мере является превентивной мерой, должно быть и денежное взыскание – к примеру, штраф, в размере незадекларированных расходов. Надеюсь, что в России будет достаточно высок уровень общественного контроля, и активисты смогут получать сведения о реальных расходах чиновников из открытых источников – иначе все эти отчеты окажутся банальной показухой.