Москва, Петербург и коронавирус: оправданная жесткость vs условный либерализм
В борьбе с коронавирусом Москва приняла на себя основной удар. По состоянию на 2 апреля в России выявлено 3548 случаев заражения, из них 2475 приходится на Москву. Сейчас очевидно, что столица превращается в центр разработки и внедрения системы мер борьбы против коронавируса. При этом нарастающая жесткость сдерживающих мер – основа стратегии борьбы московских властей с коронавирусом. Необходимость сдерживания очевидна. Опыт Москвы активно тиражируется в остальных регионах (многие вводят режим самоизоляции), в том числе и в Северной столице. Однако по сравнению с Москвой власти Санкт-Петербурга действуют более мягко.
Ориентация властей Москвы на жесткие меры стала очевидной после внесения изменений в указ об ограничениях передвижения в связи с коронавирусом, принятый 5 марта. Москвичам предписано покидать квартиры только в перечисленных случаях. Эти ограничения вступили в силу 30 марта. Вероятно, они будут действовать по крайней мере до 30 апреля. До этого ограничения, которые были осуществлены путем приостановления действия льготных проездных и социальных карт, уже сформировали представление о стратегии борьбы с коронавирусом, основанной на введении ограничений. Дискуссии о возможном закрытии Москвы, остановке метро и QR-кодах, которые довольно долго были представлены в повестке, также сформировали представление о том, что московские власти выбрали путь усиления ограничений как основной инструмент борьбы.
Отправной точкой борьбы с коронавирусом властей Санкт-Петербурга стало заявление Александра Беглова о том, что город полностью закрыть нельзя. Анонсирование того, что полное закрытие Северной столицы невозможно, а план действий по сдерживанию инфекции есть, но его раскрывать не будут (так заявил губернатор корреспонденту «Фонтанки»), определило относительно либеральный подход к коронавирусу. Практики столицы используются, но не в полной мере. Так, введенный режим самоизоляции в Санкт-Петербурге носит рекомендательный характер. Но при этом жесткие меры властей Санкт-Петербурга коснулись двух принципиально важных аспектов.
Первый – работа транспорта Смольный установил новый режим транспорта: с 1 апреля станции метрополитена закрываются на вход в 22:00. Маршруты наземного транспорта будут заканчивать работу в соответствии со временем прибытия последних поездов метро, но не позднее 23:00. Второй мог стать серьезным имиджевым риском для Александра Беглова – запрет на посещение храмов и других религиозных учреждений, за исключением служителей и персонала. Противодействие Санкт-Петербургской епархии и сведение этого вопроса к ограничению свободы вероисповедания стали основой информационной кампании в поле Telegram-каналов. Ограничить имиджевые риски Беглову позволило обращение патриарха Кирилла, который призвал верующих соблюдать предписания властей и молиться дома.
Москва, в отличие от Петербурга, не может оставаться в рамках стратегии купирования только самых опасных точек распространения инфекции. Необходим комплексный подход, намного более обширный, учитывая колоссальное население и его высокую контактность. Большая численность населения приумножает количество путей расползания инфекции.
Стратегия ужесточения контроля, продиктованная особой ролью Москвы, вполне адекватна. Однако она имеет ряд издержек для имиджа московских властей. Жесткое ограничение передвижения жителей столицы может при некоторых условиях означать создание цифровой системы слежения. Риск заключается в том, что в восприятии целого ряда сред Сергей Собянин может предстать не потенциальным «победителем коронавируса», а «конструктором полицейского государства». Однако и при такой потенциальной имиджевой угрозе московские власти готовы идти на риск, исходя из угроз безопасности жизни и здоровью людей.
Учитывая масштаб угрозы распространения инфекции и отсутствие режима чрезвычайной ситуации, используют все возможные механизмы сдерживания распространения инфекции. Обоснованность этих мер с точки зрения федеральных властей нашла отражение в их поддержке премьер-министром Михаилом Мишустиным. Президент заявил 2 апреля о расширении полномочий региональных властей в период борьбы с коронавирусом, отметив сложность ситуации в столице.
Применительно к Москве усиленный контроль обусловлен рядом факторов.
Во-первых, это динамика распространения инфекции. Количество зараженных с каждым днем увеличивается. За последние сутки в Москве было зафиксировано 140 новых случаев заражения коронавирусом. Эти данные свидетельствуют: подавить эпидемию и не допустить перегрузки медицинских учреждений можно только в случае резкого сокращения контактов между людьми.
Во-вторых, гражданская ответственность формируется под влиянием решений властей. Международный опыт показывает, что введение ограничительных мер в условиях распространения коронавирусной инфекции становится главным инструментом в борьбе с ней. К этим мерам относятся жесткий контроль и крупные штрафы. Многие государства неизбежно прибегают к этому механизму.
В-третьих, особая роль и ответственность Москвы. Москва как столица и мегаполис не только купирует распространение инфекции, но и является центром по разработке инновационных решений в борьбе с коронавирусом, которые тиражируются в регионах. На основании мер, принятых в Москве, формируются стратегии по борьбе с коронавирусом во многих субъектах Федерации. При этом практики Москвы – это не только вполне оправданные ограничения, но и масштабные меры поддержки граждан.