Человек в аэропорту, в самолете должен ощущать, что ему помогут, а этого ощущения у нас нет
На вопрос о причине катастрофы пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 в Шереметьеве (в результате авиакатастрофы погиб 41 человек) должно ответить только расследование, потому что все, что есть сейчас в распоряжении так называемых экспертов, комментирующих для СМИ, – видео: они видят со стороны, как происходила посадка, – касание полосы и то, что было дальше. На этом основании можно только предполагать. В Следственном комитете озвучили все возможные версии.
Если посмотреть запись пробега, снятую в аэропорту Шереметьево камерами непосредственно вблизи посадочной полосы, там видно следующее: снижение самолета происходит на повышенной скорости. Это вызывает так называемый скоростной козел, когда самолет подпрыгивает после первого касания полосы, возникает перегрузка, ломаются стойки шасси, видимо, разрушаются двигатели, происходит воспламенение – и самолет загорается. Это все, что можно разглядеть на видео.
Главный вопрос заключается в том, почему скорость на посадке была повышенной: либо что-то происходило в салоне, и пилоты были вынуждены быстро сажать самолет, возможен отказ систем управления, либо это ошибка пилотирования – при налете 1500 часов экипаж не должен был в таком режиме производить посадку, тем более что это была аварийная посадка. Руководства по летной эксплуатации описывают подобные ситуации, и пилоты действуют, исходя из этих указаний. Поэтому на главный вопрос о причинах катастрофы до окончания расследования ответить точно не может никто.
Что касается молний, которые поразили лайнер: самолеты имеют защиту от молний, даже когда попадание происходит, это не является чем-то чрезвычайным. Полет осуществляется в пределах в том числе метеодопусков по категориям ICAO, и командир всегда принимает решения о взлете и посадке самостоятельно. Учитываются допуски аэропорта, обрудования самолета, приспособлен ли он для взлета и посадки в данных погодных условиях, а самое главное – это допуски экипажа. Никто никогда командиру не запретит взлетать или садиться, если он принял такое решение. И если решение принято ошибочно, то это, конечно, преступление. Мы видим массу записей, где при очень неблагоприятных (на взгляд обывателей) погодных условиях (шквальный дождь, ветер) экипаж принимает решение взлетать или садиться – и благополучно взлетает. Это опять же зависит от экипажа, его допусков и так далее. Здесь же пока можно говорить точно только о том, что при посадке в аварийном режиме есть определенный алгоритм работы наземных служб, и вот их надлежащую деятельность по обеспечению ликвидации последствий мы не видим. Специальная техника должна находиться в постоянной готовности.
Что касается Superjet, то, по информации сайта Flightradar24.com, после взлета самолет сделал разворот на 360 градусов и попытался зайти на посадку. В этот момент у него полные баки и повышенный вес – очевидно, что после жесткого касания возможно возгорание. То есть времени было достаточно для приведения всех аварийных служб в полную готовность, но тушение пожара происходит слишком поздно. Люди начинают эвакуироваться – а никто не тушит! Поэтому к работе наземных служб есть вопросы. И когда Ространснадзор сообщает, что они начинают проверку, то хочется спросить: где вы раньше-то были? Это же элементарные регламенты и требования безопасности, которые прописаны в массе нормативных документов.
Я думаю, что в региональных аэропортах ситуация могла быть еще хуже. Вылетая из нашего аэропорта, я ни разу не видел служб спасения, которые бы там находились в какой-то степени готовности. Наши спецслужбы отличаются исключительно на проверках, а не в реальном обеспечении безопасности и в недопущении таких катастроф, инцидентов. А ведь человек в аэропорту, в самолете должен ощущать, что ему помогут, если что. Этого ощущения у нас, к сожалению, нет.