Правительство сильно поспешило с расширением границ Москвы
После присоединения, 1 июля 2012 года, к Москве новых территорий старые проблемы не только не начали решаться, но добавилось еще множество новых – транспортные, социальные, коммунальные, финансовые. Более того изменение границ требует изменений законодательства.
Первоначально расширение Москвы планировалось для перемещения за территорию МКАД правительственных, финансовых и научных учреждений. Цель – разгрузить столицу, а особенно исторический центр. Но сама по себе смена места работы правительства не разгрузит московские дороги. Разве пробок станет меньше от того, что чиновники из центра, где большинство имеет жилье, будут ездить на работу за МКАД?
Чтобы избавиться от пробок, нужно развивать транспортную инфраструктуру — строить новые дороги, развязки, дорожные примыкания. Причем делать это не так, как было в свое время сделано в Москве. Тогда при строительстве дорог развязкам и примыканиям уделялось мало внимания. Их ничтожно мало и многие крайне неудобны. В первую очередь развитие транспортной инфраструктуры предполагает грамотное использование 30 миллиардов рублей.
Параллельно с этим необходимо строить жилье, социальную инфраструктуру (образовательные учреждения, больницы) в новых районах. Предположительно там должны расселиться до 1,5 миллионов человек. При этом генплана развития территорий Большой Москвы до сих пор нет. Кто там, что, когда и где будет строить? Но, даже когда создадут план, на его реализацию уйдет 10-15 лет. Например, решение о развитии Южного Бутово приняли еще в 80-х годах, а окончательно проект завершили только сейчас.
По замыслу властей проект расширения территории Москвы предполагает создание на новых землях полноценной инфраструктуры для комфортной жизни людей. Однако в чистое поле девелоперы и инвесторы не пойдут. Их нужно привлечь: разработать генеральный план с условиями выкупа земли (сейчас большинство земель на новых территориях – это земли сельхозназначения, на которых нельзя вести коммерческую застройку), налоговыми льготами, сниженными процентами по кредитам, упрощенной и удешевленной процедурой подключения к новым мощностям.
Еще один непростой вопрос – это обеспечение новой территории ресурсами. Новая Москва потребует увеличения энергетических мощностей. Только для обеспечения жителей теплом и энергией потребуется дополнительно 1,5 ГВт. Вода – отдельный вопрос. Подземные воды Подмосковья сильно исчерпаны. Поэтому необходимо осваивать новые подземные водные источники, расположенные на юге Подмосковья.
Возникнут проблемы и у Московской области. Ведь теперь она лишается существенной части налоговой базы. За 2011 год из 6,5 миллиардов рублей подмосковного налога на единый вмененный доход 1 миллиард пришелся на присоединенные к Москве территории. В Москве такой налог не действует, однако на новых территориях он сохранится в течение ближайших дух лет. По замыслу властей, это даст новым территориям импульс для развития бизнеса.
Позитивная тенденция только в вопросах перерегистрации собственности. Подписанный Владимиром Путиным в конце июня закон избавил жителей от необходимости переоформлять документы на участки и недвижимость.
Достанется и денежному карману жителей старой территории Москвы. Цены на тарифы ЖКХ будут постепенно повышаться, пока не сравняются с Подмосковными. Соответственно областной тариф на электричество, который сейчас почти на 20% ниже, чем в Москве, поднимется до столичного уровня.
В связи с присоединением к Москве новых территорий мы получаем целый комплекс проблем. Причем со временем он будет расти как снежный ком. Опыт расширения столиц в других городах и странах показывает, что решение об изменении границ прорабатываются долгие годы и даже десятилетия. Наши власти пошли по-другому пути, сначала было принято решение о расширении, а потом стали думать, как его осуществить, образно говоря, «поставили телегу впереди лошади». Никаких предварительных исследований не проводилось. Не было генплана застройки, не рассчитывалась потребность в жилье и транспортной инфраструктуре, не учитывалась нагрузка на коммунальные сети, не было даже предварительной сметы.
Да и попросту, никто не спросил людей, а хотят ли они этого. Опросы показали, что более 60% жителей Москвы и Подмосковья не видят для себя очевидных плюсов, остальные 40% выступили резко против. На самом деле в этом нет ничего удивительного, так как соответствующая информационная работа совсем не велась, людям не объяснили преимущества объединения. До сих пор отсутствует четкое видение цели и того, что в итоге должно получиться. Судя по предварительным решениям новые территориальные образования Москвы должны выполнять несколько функций: город для чиновников, финансовый центр, образовательный кластер, пригород для состоятельных жителей и среднего класса. Но как все это грамотно сочетать? Пока на это нет ответа.