Любые «особые» условия, придуманные на местах, снизят уровень легитимности региональных выборов и федеральной власти в целом
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал недавно аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%).
Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Алексей Мартынов:
— Доклад ИСЭПИ интересен уже тем, что кто-то пытается ответить на системные вопросы. Вернее, системные прорехи в законодательстве и процедуре выборов глав регионов. Конечно, систематизация или методологирование процесса прямых губернаторских выборов в интересах формирования дополнительных гарантий управляемости для действующей власти понятны.
Очевидно, что в масштабах самой большой Федерации в мире система фильтрации кандидатов на пост глав регионов очень важна. Однако ряд предложенных фильтров, на мой взгляд, не вполне соответствует духу и букве Конституции. Фактически каждый гражданин России, не пораженный в правах, имеет полное конституционное право избирать и быть избранным. В этом смысле президентский фильтр может иметь сугубо рекомендательный характер. Быть таким своеобразным бонусом того или иного кандидата. Что касается т.н. муниципального фильтра, то мне кажется, что снижение планки до 5-7% (т.е. в пределах рамок, заданных федеральным законодательством) будет вполне справедливо и в соответствии с конкурентным характером выборов. Идея муниципальных праймериз с обязательным участием кандидатов представляется интересной. Однако не вполне ясен механизм принуждения кандидатов к личному участию в подобных мероприятиях.
Мысль о неприлично малом сроке губернаторских кампаний, озвученная в докладе эмпирическим путем, подтверждена в октябре во время единого дня голосования. Безусловно, время региональных кампаний необходимо увеличить в соответствии с федеральными сроками.
Что касается каких-либо «особых моделей» в регионах, то хочу заметить, что Конституция Российской Федерации вполне исчерпывающе отвечает на вопрос как, когда, при каких обстоятельствах и кем вводятся особые порядки управления в тех или иных субъектах Федерации. Выборы глав субъектов Федерации могут проходить только путем прямых выборов населением. Любые «особые» условия, придуманные на местах, снизят уровень легитимности региональных выборов и федеральной власти в целом.