Кольцевая трасса скоростного трамвая в Подмосковье – проект сомнительный
Определен первый участок трассы скоростного трамвая в Подмосковье. Ветка Подольск – «Домодедово» оценена в 148 млрд рублей. Об этом «Ведомостям» рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Стоимость участка Подольск – «Домодедово» – Жуковский – Раменское протяженностью 74,5 км с 16 станциями может составить от 92 млрд до 98 млрд рублей. До 75% этой суммы власти Подмосковья надеются привлечь у инвесторов. Остальное предоставит область.
В целом проект предполагает строительство вокруг Москвы кольцевой трассы скоростного трамвая, которая соединит основные города и аэропорты Московской области. Ее длина составит 241 км. Трасса пройдет через 26 крупных подмосковных городов с совокупным населением более 2,5 млн человек.
«Проект важен с точки зрения создания комфортного транспортного сообщения между городами и муниципалитетами области, – говорит Воробьев. – Он разгрузит радиальные направления пассажиропотока, снизит нагрузку на автодороги на 15% и сократит время перемещения между населенными пунктами и аэропортами Московского авиационного узла в 2–3 раза». Для сравнения: время в пути из Подольска в аэропорт «Домодедово» сейчас составляет 1 час 43 минуты, а будет 31 минута, отмечает Воробьев.
Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Предполагаемый срок концессии – 30 лет.
В презентации проекта указано, что получены повторные письма заинтересованности в проекте от нескольких структур. Воробьев указывает, что проектом интересуются «ВТБ капитал», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), Евразийский банк развития (ЕАБР), Сбербанк, РФПИ, Siemens и Alstom. Участие Alstom и Siemens объяснимо: они заинтересованы в поставке подвижного состава, оборудования для депо, объясняет партнер PwC Дмитрий Ковалев.
Тариф планируется сделать регулируемым. Пока предусмотрены четыре тарифные зоны на протяжении всего маршрута – от 50 до 170 рублей в зависимости от дальности поездки.
Илья Гращенков:
— Скоростной трамвай – это старый проект, разработанный еще в администрации Громова. Действительно, для создания на базе столичных аэропортов настоящего хаба, нужно связать их в единую транспортную сеть. Попутно родилась идея проложить линию скоростного трамвая от Москвы до Домодедово. Однако даже в тучные годы проект считался очень дорогостоящим и вряд ли мог претендовать на окупаемость.
Учитывая, что сегодня в данном направлении ходят поезда аэроэкспресс, а строительство ЦКАД и расширение хордовых магистралей даст возможность пустить дополнительный наземный транспорт, реализация столь грандиозного, но вместе с тем далеко не самого необходимого проекта вызывает некоторые сомнения. Основные инвесторы – это в основном государственные компании. Вспоминая, что все концессионные строительства транспортных объектов по принципу ГЧП так или иначе заканчивались тем, что инвестор не выполнял и трети своих обязательств, а вместо него это делал госбюджет, можно предположить, что и в данном случае не обойдется без подобных казусов.
Не могу сказать, что сегодня Подмосковью такой проект нужен. Правительство Андрея Воробьева любит громкие амбициозные проекты, однако мало кто просчитывает их реальную эффективность. Учитывая, что в области нарастает настоящий коллапс с ЖКХ, было бы логичнее направить эти средства в более проблемную сферу, пусть это и не даст повода для громкого пиара.