Питер и Ленобласть: итоги и перспективы
Губернаторы двух регионов подвели итоги уходящего года. Инвестиции, дороги, просьбы не жаловаться федералам и многое другое вошло в повестку новых выступлений глав двух субъектов. А вот их объединения в скором времени ждать не стоит. Подробности – в обзоре «РК»
Отчет из Питера
Губернатор Георгий Полтавченко констатирует: интерес к инвестиционным предложениям Санкт-Петербурга значительно вырос как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний.
«После успешного завершения проекта платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» интерес к инвестиционным предложениям города значительно вырос как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний. Особенно к проектам на основе государственно-частного партнерства. В активную стадию в 2017 году вступит работа по развитию веток легкорельсового трамвая на юге города, созданию Восточного радиуса с мостом в створе улиц Фаянсовая — Зольная, целого ряда объектов социальной и гостиничной инфраструктуры», — рассказал губернатор.
По его словам, в январе будет запущена модернизированная технологическая линия компании «Каравай», в первом квартале 2017 года «Герофарм» планирует завершить строительство фармацевтического завода в промзоне «Пушкинская». Также компания «Ригли» завершит модернизацию производства, состоится открытие научно-производственного центра компании «Элкус». В перспективе в особой экономической зоне планируется открытие пяти фармацевтических предприятий, а также еще пять компаний планируют завершить строительство. Производственной площадкой, принадлежащей американскому автомобильному концерну General Motors в Санкт-Петербурге, интересуется целый ряд компаний, в том числе европейских, добавляет со ссылкой на Полтавченко «Прайм».
Губернатор отметил, что за 9 месяцев 2016 года инвестиции в основной капитал петербургских предприятий выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 45 миллиардов рублей и составили более 340 миллиардов рублей, передает МИА «Россия Сегодня».
А вот новую автотрассу «Восточный скоростной диаметр» могут начать строить в Петербурге уже через 1,5-2 года. По словам губернатора, уже в январе 2017 года планируется объявить конкурс на разработку проекта планировки новой автомагистрали. Финансово-экономическая модель проекта будет определена к концу следующего года.
«В принципе, реальный срок начала строительных работ после проектирования трассы – не раньше, чем через 1,5-2 года. Есть несколько потенциальных инвесторов, с которыми мы ведем переговоры», — слова губернатора приводит «Деловой Петербург».
Инвесторы, по словам градоначальника, готовы участвовать в проекте по той же модели, по которой реализовывался ЗСД. Они оценивают стоимость строительства в 150-160 миллиардов рублей, отметил Полтавченко. По словам губернатора, скорее всего, проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства.
Также Полтавченко обещал наказание тем, кто пытался «нагреть руки» на строительстве «Зенит-Арены». Он также выразил надежду, что в последнее время серьезных нарушений там не допускается, пишет РБК.
В интервью ведущим федеральным СМИ губернатор говорил не только про экономический аспект своей деятельности. Так, к примеру, Полтавченко посмеялся над очередными слухами о своей отставке.
«Тема для меня смешная. Лично мне это работать не мешает, но наш коллектив в Смольном большой. Поэтому я был вынужден об этом сказать публично. После чего разговоры поутихли, и те, кто их вел, начали работать, к чему я и призывал», — цитирует его МИА «Россия Сегодня».
Результаты области
Говоря об итогах уходящего года, губернатор Александр Дрозденко напомнил о победах правительства в экономике и социальной сфере. Регион преуспевает в промышленности, сельском хозяйстве, темпах строительства жилья, и по некоторым показателям даже опережает Петербург. Впрочем, есть и проблемы. Чаще всего, в негативном ключе жители области обсуждают здравоохранение.
«Хотя, хочу сказать что и здесь у нас есть определенный прорыв. Во-первых, у нас самый низкий показатель по детской смертности в России. И у нас он даже лучше чем в Европе. Мы этим гордимся, здесь еще много предстоит сделать», — цитирует его Ленинградская областная телекомпания.
Нечем похвастаться в этом году областным сельхозпроизводителям картофеля и зерновых культур. Из-за небывалых ливней они потеряли значительную часть урожаев. Фермерам обещают помочь, но, по мнению губернатора, они должны были о себе позаботиться и застраховаться. На 2017 год у чиновников правительства большие планы. В «Год истории» особое внимание уделят памятникам культуры. Для этого уже сформировано управление по их охране.
«За Выборгом будут закреплены два специалиста этого департамента. Они будут непосредственно находиться в городе Выборге, они будут отвечать за Выборг и Приозерск. Они будут находиться в оперативном подчинении у моего помощника, но они будут числиться в этом управлении и там же получать зарплату», — отметил Дрозденко.
Что касается транспортных вопросов, правительство Ленинградской области продолжает переговоры с группой «Евросиб» о реализации проекта по созданию аэропорта на территории аэродрома «Сиверский» в Гатчинском районе.
«Мы продолжаем переговоры с «Евросибом». «Евросиб» на словах заявляет об интересе к проекту, продолжает тратить деньги на предпроектные разработки, но я так понимаю, что они тоже ищут себе партнеров, чтобы привлечь финансы», — сказал губернатор Ленобласти.
По его словам, руководство региона хочет получить гарантии от инвесторов.
«Пока мы их не получили. Мы этот проект продолжаем видеть, прежде всего, как проект для грузовой авиации и компаний лоукостеров. И не видим в нем альтернативу петербургскому пассажирскому аэропорту, который работает как коммерческий. Мы видим немного другой аэропорт, более простой, дешевый», — приводит его слова Интерфакс.
Также в регионе проходит муниципальная реформа. Некоторые деревни в Ленинградской области будут присоединены к городам. По его словам, в течение следующего года предполагается укрупнить Сертолово — в его состав могут войти такие деревни, как Агалатово и Юкки. Кроме того, планируется сделать один городской населенный пункт из Мурино и Нового Девяткино. Статус города получит также поселок Кудрово, добавил губернатор, пишет «Деловой Петербург».
А еще Дрозденко попросил жителей региона писать письма о проблемах на его имя, а не на имя президента РФ Владимира Путина, сообщает НСН
со ссылкой на «Газета.ру». По его словам, он часто общается с заявителями и интересуется у них, почему они пишут обращения не на его имя, а в Москву.
«Отвечают: мы знаем, что вы можете решить эту проблему, но чтобы вы точно ею занялись, жалуемся, на всякий случай, выше. Вот такие бывают парадоксы», — заявил Дрозденко.
«Динамичная» область и «остановившийся в развитии» город
Политолог Александр Конифсахор, сравнивая ситуацию в Петербурге и Ленобласти, отмечает динамичное развитие последней. «Ленобласть имеет очень большой потенциал, и этот потенциал реализуется, впустую деньги никуда не тратятся, в отличие от Петербурга. Это один из перспективных и приоритетных регионов России, и это видно по местам, которые область занимает во всех рейтингах.О сельском хозяйстве можно не говорить, в связи с импортозамещением оно сейчас в приоритете, как впрочем, и промышленность. Поэтому плюсы идут хорошие», — сказал Конфисахор в разговоре с корреспондентом «РК».
В числе проблемных вопросов для Ленинградской области эксперт назвал транспортную При этом Конфисахор добавил, что это не только региона, но и города, и «естественно, федерального уровня власти».
Что касается Петербурга, то по мнению Конфисахора, город «остановился в своем развитии». «Никаких проектов, кроме «Зенит-Арены» и «Западного скоростного диаметра», где от города мало, что зависит, у нас просто нет», — заявил политолог.
Он скептически оценил заявление губернатора Полтавченко о том, что интерес инвесторов к городу возрос. «Термин интерес инвесторов можно толковать по-разному. Одно дело заявлять какие-то проекты будущего. Насколько я помню, он сказал о Восточном скоростном диаметре, но это вещь относительная, это государственно-частное партнерство, это непонятные сроки реализации. Этот проект обсуждается очень долго, и практически каждый год, опираясь именно на этот проект, говорить, что инвестиционная привлекательность растет. С другой стороны, если мы посмотрим сроки и цены подключения к сетям, к электричеству, к инженерным коммуникациям, то они, мягко выражаясь, у нас в совершено плачевном состоянии», — заметил собеседник «РК».
Вопрос объединения
Стоит добавить, что в ходе общения губернатора Петербурга с журналистами также была поднята давняя тема возможного объединения города и области. Полтавченко назвал данную идею неактуальной и нецелесообразной.
«А в-третьих, лично я, например, совершенно не представляю город Санкт-Петербург областным центром. Я его всегда представляю городом федерального значения», — добавил он.
Политик отметил, что эта тема не стоит на повестке дня ни в администрации президента, ни в правительстве.
«У нас с Александром Юрьевичем (губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко — прим. ТАСС) прекрасные отношения. Мы сотрудничаем, многие вопросы решаем сегодня в интересах и города, и области. Мы не просто соседи, наши регионы очень тесно взаимосвязаны. К нам на работу приезжают многие жители Ленинградской области, многие петербуржцы работают на территории области, не говоря уже о летнем сезоне, когда более 2 млн жителей Петербурга уезжают в Ленобласть отдыхать», — цитирует его ТАСС.
Что касается Дрозденко, то он даже переводит кабинеты своих чиновников из города в область. Дрозденко назвал этот процесс «экспериментом на выживание», так как с теми, кто не сможет ежедневно ездить из северной столицы, например, в Выборг и Приозерск, придётся расстаться. Ранее предполагалось, что Ленинградскую область поделят на пять административных округов с представительствами областного правительства, передает ИА REGNUM.
Между тем недавнее исследование, которое в ноябре этого года в Петербурге провела компания «Той-опинион», обнаружило, что жители города даже при оптимистичном отношении к объединению не могут перечислить его плюсы. «За» голосуют практически из альтруистических мотивов — надеясь на благо для жителей области, вспоминая общее героическое прошлое регионов и объединяющие проблемы в настоящем — дороги и транспорт. При этом плюсов для города никто из петербуржцев не видит, а вот противники объединения и вовсе уверены, что слияние субъектов — выгодная история только для властей обоих регионов, сообщает ФАН.