Ущерб от разлива нефтепродуктов в Керченском проливе полностью оценить невозможно
После воскресного крушения двух танкеров в Керченском проливе утром 17 декабря обнаружили пятна мазута на побережье от поселка Веселовка в Темрюкском районе до станицы Благовещенской в Анапе. В пяти муниципалитетах введен режим ЧС, к ликвидации привлечены более 500 человек. По информации экстренных служб, танкеры перевозили более 9 тыс. т мазута, в море уже попало свыше 3 тыс. т. Тысячам птиц и рыб в районе ЧС грозит гибель. В соцсетях под постами губернатора Вениамина Кондратьева жители сетуют, что специалистов и техники для ликвидации последствий масштабного ЧП недостаточно. Неравнодушные граждане сами приходят на побережье для помощи спасателям.
Разумеется, не бывает катастроф, последствия которых не сглаживаются со временем, даже если вообще ничего не делать.
Другое дело – последствия для тех людей, которые живут сейчас, и экосистем, которые существуют сейчас. Они могут растянуться на годы. Сейчас гибнут и еще погибнут тысячи околоводных птиц, которые зимуют у черноморского и азовского побережья. Тяжелые последствия будут для морской экосистемы, в том числе для промысловых видов рыб, на несколько лет (компоненты нефти разрушаются бактериями, но не быстро) могут быть загрязнены пляжи. Тяжелые фракции мазута, осевшие на дно, убивают донную экосистему и еще долгое время могут выноситься волнами на поверхность, загрязняя и пляжи.
За ликвидацию последствий катастроф в России отвечают не столько региональные власти, сколько МЧС. У регионов тут возможности довольно ограниченные. Насколько оперативно они действовали в Краснодарском крае, сейчас сказать сложно, особенно с учетом сильного ветра и зимней погоды.
Ущерб от таких катастроф учесть полностью невозможно. Обычно называют суммы ущерба, но они включают лишь хозяйственные потери, упущенную выгоду и непосредственные затраты на ликвидацию самой аварии. А как оценить экосистемный ущерб? Как посчитать погибших моллюсков, рыб и ракообразных? Сколько стоят разрушенные пищевые цепочки и отравленный планктон? Да еще и в бассейнах двух морей. В ноябре 2007 года подобная катастрофа в том же районе одного танкера того же класса причинила только экономический ущерб на сумму около 30 млрд рублей. Сейчас же произошло крушение двух танкеров.
Ответственность, конечно, лежит на компании-владельце. После катастрофы 2007 года крмпания «Волготанкер» обанкротилась. Следует ожидать подобного и сейчас. Банкротство – очень удобный способ ухода от ответственности.