Губернатор Костромской области Сергей Ситников недавно выступил с Инвестиционным посланием на 2015 год. Документ рисует достаточно оптимистичные перспективы для региона – привлечение более 30 миллиардов рублей инвестиций и создание более 800 новых рабочих мест. В преддверии сентябрьских выборов в Костромскую облдуму от руководства области вряд ли стоило ожидать откровенно пессимистических прогнозов. И действительно, по данным первого этапа Национального рейтинга состояния инвестиционного климата на май 2014 года, область вошла в пятерку лучших регионов по уровню инвестиционной привлекательности. Однако ряд факторов на стыке политики и экономики могут объективно осложнить привлечение в регион инвестиций. Влияние этих факторов трудно преодолеть без федеральной поддержки.

Прежде всего, Костромская область исторически оказалась на периферии интересов ведущих российских корпораций. Как отмечал тот же Сергей Ситников в одном из своих интервью в октябре 2014 года, «регион, в отличие от многих других, не прошел период индустриализации, предприятий очень немного, регион длительное время рассматривали как сельскохозяйственный». Соответственно, приобретенных федеральными бизнес-структурами активов, вокруг которых могли бы строится новые инвестиционные проекты, в регионе не так много. Хотя примеры подобных проектов, реализованных крупными корпорациями, в области есть. Можно вспомнить, что в ноябре 2013 года на территории Костромской ГРЭС, контролируемой ОАО «Интер РАО», начало работу предприятие «Центр нанесения покрытий». Структуры той же корпорации, наряду с «Газпромтрубинвестом», инвестируют в проекты в Волгореченском технопарке. В целом, еще в 2014 году на развитие этого кластера планировалось привлечь более 13 млрд. рублей.

Как правило, инфраструктурное развитие территории повышает ее привлекательность для инвесторов. У Центра, вроде бы, есть причины оказать помощь области в этом вопросе. Причем, причины геополитические. Костромскую область затрагивает северный маршрут Международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Транзит между Европой и Восточной Азией – экономическая основа евразийский интеграционных проектов, которым столько внимания оказывает Кремль. В свете разворота России на Восток, о котором было столько сказано за последний год, данная сфера приобретает еще большее значение. Тем не менее, проходящая через область автодорога Кострома — Шарья — Киров — Пермь, являющаяся частью данного транспортного коридора, долгое время не передавалась в федеральную собственность. А значит, расходы на нее ложились на региональный дорожный фонд. Данный вопрос поднимался, в том числе, на встрече Сергея Ситникова с Владимиром Путиным в ноябре 2014 года, но только в нынешнем апреле было объявлено о появлении проекта постановления Минтранса РФ, решающего этот вопрос.

Давние проблемы были связаны и с газификацией области. У Костромской области в этой сфере до сих пор были одни из самых низких показателей по ЦФО. С 2013 года поставщиком газа для региона стала корпорация «НОВАТЭК», чуть ранее купившая 82% долей компании «Газпром межрегионгаз Кострома». В том же году представители областных властей обращали внимание Правительства РФ, что смена компании-поставщика «не самым добрым образом влияет на газификацию». Позже диалог между областными властями газовыми компаниями стал более продуктивным.

Наконец, стоит помнить, что война санкций между Россией и Западом двояко сказывается на экономике российских регионов. С одной стороны, кризис заставляет сворачивать или замораживать инфраструктурные проекты. Регионы малонаселенные или не связанные с крупными внешнеполитическими проектами из-за этого могут оказаться под ударом. Реализацию проектов в Костромской области это также может затянуть.

С другой стороны, курс на импортозамещение, вроде бы, должен помочь региональным производителям. Однако та же самая аграрная сфера (в Костромской области исторически было развито мясомолочное животноводство) требует заметной финансовой поддержки. Оказать ее силами только региональных властей трудно. Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам Костромской области, насколько известно, не так давно составляло около 121%. К сожалению, здесь также может сработать принцип «у бедного отнимется, богатому прибавится». На федеральную поддержку, прежде всего, могут надеяться регионы, находящиеся в центре внимания ведущих корпораций или имеющие существенный электоральный вес на парламентских выборах-2016. Это не значит, что шансов у костромичей нет совсем. Но получение поддержки Центра в условиях кризиса потребует приложения максимальных усилий и удачного стечения обстоятельств для областных властей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: