Предвыборная ситуация в Кемеровской области, по мнению большинства экспертов, безусловно, отличается спецификой. Врио губернатора Сергей Цивилев проводит свою кампанию на фоне одиозного «политического наследства» предыдущего руководителя области. Прежде всего это связано с длительным пребыванием во власти региона Амана Тулеева, который был по сути единоличным правителем Кузбасса и федеральным политическим тяжеловесом. Это было положение, при котором Тулеев получил карт-бланш на руководство территорией в обмен на полную электоральную управляемость, что вполне устраивало Москву. «Кузбасский электоральный султанат» – так называли иногда Кемеровскую область в экспертном сообществе. И если бы не трагедия в «Зимней вишне», то с высокой степенью вероятности Тулееву дали бы посадить в кресло губернатора своего преемника, который продолжил бы курс предшественника.
Пример Цивилева – это опыт сложной электоральной работы фактически на чужой территории, где двадцать лет процветали клановость и кумовство и все зависело от мнения одного человека. Понятно, что в этих условиях для организации кампании врио были нужны нестандартные решения как относительно консолидации региональных элит, так и для привлечения симпатий избирателей.
Привлечение популярного актера Владимира Машкова в качестве официального руководителя штаба – это очень удачный и сильный ход. Однозначно, это референтное лицо общероссийского масштаба. Машков имеет кузбасские корни, его семья связана с Новокузнецком, он пользуется заслуженным уважением и колоссальным авторитетом среди жителей Кемеровской области. Машков имеет хороший опыт политической и выборной активности, на прошедших выборах президента в марте этого года он был доверенным лицом Владимира Путина.
Препятствий для избрания Цивилева на пост губернатора нет. Губернаторская кампания проходит по привычному референдумному сценарию. Какой-либо конкурентной активности нет, интриг нет, драматургии особой нет. Инерционность движения и предсказуемость результата – главные признаки фактически всех региональных выборов в России, где избираются высшие должностные лица субъектов.
Оппонентами всех действующих и. о. являются так называемые спарринг-партнеры. Это представители либо парламентской оппозиции, либо малых партий. Основные технологические тренды этого сезона – работа с интернет-средой, прежде всего с социальными сетями и мессенджерами. Паблики (группы) становятся инструментом для продвижения ключевых сообщений и смыслов в рамках избирательной кампании. На период выборов наблюдается увеличение числа региональных Telegram-каналов с политическим контентом, большая часть которых, очевидно, перейдет в спящий режим после 9 сентября.
По-прежнему актуальны мобилизационные практики, поскольку в условиях низкой явки в сезон отпусков и дач для штабов действующих врио важно привести своих на избирательные участки. Отсюда высокая активность принудительной мобилизации в единый день голосования по административной, отраслевой и партийной вертикали.
Тема повышения пенсионного возраста в текущем электоральном сезоне стала «пороховой бочкой», заложниками которой оказались практически все кандидаты от власти. Понятно, что ее педалирование может быть токсичным на фоне выборов и способно обрушить электоральный рейтинг действующих врио. В условиях неопределенности по окончательному решению Кремля регионы предпочитают пока отмалчиваться по этому поводу и кивать в сторону Москвы. Лишь отдельные кандидаты в ряде регионов, позиционирующиеся в качестве оппозиционных, позволяют себе выступать с критикой пенсионной реформы.
Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...