Якушев назначит глав Ямала и Югры после 1 марта
Губернаторов ХМАО-Югры и ЯНАО будут выбирать по представлению главы Тюменской области Владимира Якушева. С такой законодательной инициативой в ближайшее время выступят парламенты северных округов Тюменской области. Однако озвученные нововведения вызвали недоумение как у федеральных политологов, так и у региональных. Эксперты полагают, что сегодня нет объективных причин для указанного решения, и выделяют несколько возможных версий его появления. Единственным логичным объяснением такого шага, по их мнению, может стать объединение юга Тюменской области с Югрой и Ямалом. Однако сами аналитики отмечают, что формирование супер-региона обернется значительными политическими рисками.
Ищите где купить квартиру в Балашихе, только здесь — купить продать квартиры в Балашихе Готовое жильё, покупка, продажа, обмен. Официально в Балашихе.
При этом и Якушев неоднократно подчеркивал, что не является сторонником «большой Тюмени». Впрочем, уже сегодня источники, знакомые с задачами администрации президента РФ, называют имена будущих губернаторов и уверяют, что тема слияния субъектов федерации не актуальна. По крайней мере, пока.
Дума ХМАО-Югры и Заксобрание ЯНАО выступят с законодательной инициативой об отмене выборов губернаторов в автономных округах. 19 ноября парламенты обоих регионов намерены рассмотреть соответствующие изменения в Уставах северных автономий. А уже сегодня, 10 ноября, в обращении, опубликованном на официальном сайте думы Югры, спикер Борис Хохряков заявил, что «эта позиция является консолидированной для всех автономных округов Российской Федерации».
«Считаем правильным установить, что губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры избирается депутатами думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по представлению президента Российской Федерации», – заявил Борис Хохряков. Кроме того, председатель думы сообщил, что группа депутатов Заксобрания Ямала после консультаций с югорскими коллегами также поддержала отмену губернаторских выборов. Отметим, что на Ямале, как и в Югре, у действующих губернаторов заканчивается срок полномочий в марте 2015 года.
Информация об отмене выборов губернаторов в ряде субъектов РФ, в числе которых ХМАО и ЯНАО, появилась еще в конце прошлой недели. Как отмечают федеральные эксперты, допущенная утечка информации была инициирована на Ямале источником, близким к главе региона Дмитрию Кобылкину. Однако политические перспективы, высвеченные сегодня федеральным центром, вводят новую схему назначения губернаторов для Югры и Ямала.
Предполагается, что назначения будут проходить с участием главы «материнского» региона, то есть Тюменской области. Кроме того, право представлять своих кандидатов получат только партии, представленные в законодательные собрания округов. Они будут вносить соответствующие предложения на рассмотрение губернатора. Так, партии, представленные в думе ХМАО и Заксобрании ЯНАО, – главе Тюменской области Владимиру Якушеву. В свою очередь, губернатор будет предлагать кандидатуры президенту.
Между тем инициатива об отмене губернаторских выборов в «тюменской матрешке» вызвала некоторое недоумение в среде федеральных политологов. Так, глава фонда «Петербургской политики» Михаил Виноградов заявил «Правде УРФО», что пока не готов обсуждать тему отмены выборов губернаторов в северных округах. Хотя большинство его коллег сходится во мнении, что на сегодня нет форс-мажорных ситуаций для принятия такого решения. При этом эксперты отмечают, что «у встроенных в вертикаль власти Дмитрия Кобылкина и Натальи Комаровой были реальные шансы победить на выборах» – оба губернатора имеют высокие политические рейтинги.
«Я не понимаю логику этой инициативы. Очевидно, что не было бы проблем с избранием у Кобылкина. Если и возникали вопросы по Комаровой, то это, думаю, не повод похоронить демократию. Мотивация, что это регионы-доноры, тоже нелогична. Именно они и должны выбирать губернаторов, поскольку сами себя обеспечивают, в отличие от субъектов, финансово зависимых от федерального центра», – отметил в разговоре с «Правдой УРФО» президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Политологи, владеющие информацией о поставленных задачах АП, считают, что действующий губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин «по определению выиграл бы выборы 2015 года». Но при таком раскладе было бы весьма сложно объяснить, почему один губернатор идет по линии назначения, а второй попадает на голосование. Впрочем, как говорит федеральный политолог, «глава Ямала еще имеет надежду возглавить предполагаемое министерство Арктики». Однако и здесь эксперты критичны. «Если министерство будет создано или получит вид госкорпорации, например, как «Росатом», то главным функционером ведомства станет лицо малопубличное. Предполагается, что Кобылкина удобнее сохранить в качестве губернатора, нежели назначить официальным лицом ведомства», – заявил собеседник издания.
Впрочем, уже сегодня источник «Правды УРФО», знакомый с ситуацией, уверяет, что наряду с господином Кобылкиным свои полномочия сохранит и хозяйка Югры. Контракт с главой региона будет продлен, вероятно, со 2 марта 2015 года. По словам собеседника, фактически «молчаливым лоббистом Комаровой выступил генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, как якорный олигарх для Югры и как человек, вверстанный в систему реализации государственной политики. Также своего неодобрения не высказали ни глава ОАО «Роснефть» Игорь Сечин, ни глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Игроки второго эшелона ОАО «Новатэк» и ОАО «АК «Транснефть» в этих торгах деятельного участия также не приняли.
Хотя вероятным конкурентом Комаровой назывался заместитель генерального директора ОАО «Сибнефтепровод» (крупнейшая «дочка» «Транснефти») Сергей Сметанюк. Однако, как говорят эксперты, «система не простила ему одно некорректное высказывание, которое политик произнес, будучи замом уральского полпреда при назначении полномочного представителя президента Игоря Холманских». Смысловое заявление Сметанюка сводилось к тому, что к решению президента об этом назначении у него возникли вопросы. «Вероятно, Сергей Иванович закладывал другой смысл, но некорректная формулировка привела к искажению информации. А система воспринимает все буквально, она злопамятна», – заявил «Правде УРФО» источник, близкий к процессу.
Рассуждая на тему другой возможной конкурентной для Комаровой кандидатуры – депутата Госдумы и бывшего топ-менеджера «дочки» ОАО «Газпром» Павла Завального, – федеральные политологи отмечают, что экс-сотрудник газовой монополии и мог бы побороться за это кресло, но «не делал никаких поступательных шагов для реализации этого проекта», вероятно, руководствуясь стратегией «лучше сохранить имеющееся». Сам Завальный политично пояснял свою неготовность к работе губернатора дружескими отношениями с Комаровой и неготовностью заниматься политикой. «Мне неинтересна эта должность. Мне по душе бизнес-управление», – заявил в свое время «Правде УРФО» парламентарий.
Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин выделяет три версии, которые могут объяснить решение об отмене выборов глав северных округов. «Скорее всего, это связано не с самими губернаторами, а с изменениями конфигурации политических структур в регионах. Вторая версия – это возможные изменения отношений между регионами внутри матрешки. И в этом случае разыгрывается долгосрочная комбинация. Возможно, посчитали нецелесообразным с точки зрения экономики проводить кампанию в Югре и на Ямале после больших выборов Тюменской области. Однако, если сравнивать политические эффекты и экономические затраты, то первые в данном случае должны играть большую роль. Мы достаточно долго готовили людей, что у нас будут выборы губернаторов», – добавил Анатолий Гагарин.
Стоит отметить, что новые отношения юга Тюменской области и автономных округов насчитывает почти 20-летнюю историю. Началась она в 1997 году при губернаторе Леониде Рокецком, когда часть депутатов Тюменской областной думы, представляющая аграрный юг, обратилась в Конституционный суд РФ (КС) за разъяснением о статусе входящих в область автономных округов. В постановлении КС указывает на то, что избирательное право жителей автономии при избрании органов госвласти не может быть ограничено. Хотя при этом полномочия органов госвласти Тюменской области распространяются только на юг региона. В таком решении суда была заслуга будущего тюменского губернатора из Югры Сергея Собянина, которому через несколько лет пришлось изменить свои взгляды на 100%.
Так, в 2003 году на свет появился документ, названный «законом Козака» 184 ФЗ, который говорил о том, что основные полномочия госвласти в сложносочиненных субъектах федерации должна исполнять область или край, если иное не предусмотрено законом. Речь шла об образовании, медицине, строительстве, социалке – всем том, что не может существовать без бюджетной поддержки. Под гнетом 184 ФЗ «пали» Коми-Пермяцкий автономный округ, поглощенный Пермской областью и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошедший в состав Иркутска.
Югра и Ямал активно сопротивлялись такому слиянию. Переговорный процесс длился около года. Тюменскую делегацию на этих переговорах возглавлял вице-губернатор региона Владимир Якушев. Как рассказывают очевидцы, «именно тогда он ездил по всей матрешке, именно тогда он понял, какое хозяйство достанется губернатору Тюменской области в случае слияния территорий». Летом 2004 года выход из очередного противостояния территорий был найден – это договор между органами госвласти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, по которому губернатор Тюменской области делегирует своим северным коллегам исполнение полномочий 184-ФЗ.
Чтобы это все было по закону, Тюмень должна была отправлять деньги в северные территории. Помогли бывшие губернаторы Юрий Неелов и Александр Филипенко, которые понимали, что Югу с этим не справиться, и чтобы не допустить бунта в округах, согласились финансово поддержать бюджет Тюмени, зная, что эти деньги опять вернутся на Север. Именно так, ссылаясь на разработчиков, родилась программа «Сотрудничество».
Логичное объяснение появления обсуждаемой инициативы эксперты видят только в том случае, если рассматривать ее как шаг к объединению «тюменской матрешки». «Но и здесь есть очень важный момент. Создание супер-региона, в котором сосредоточена большая часть углеводородов страны, – риск для политической устойчивости государства», – добавил Евгений Минченко.
Однако тема объединения субъектов регулярно поднимается с 2004 года, но всякий раз действующий губернатор Тюменской области Владимир Якушев, который возглавляет регион с 2005 года, подчеркивал, что единый субъект ему, как губернатору, неинтересен. Во-первых, с точки зрения «необъятного монстра», где тяжело контролировать социалку глубинки, во-вторых, с позиции экономики – слишком разные экономики территорий. Кроме того, политологи, знакомые с позицией Кремля, полагают, что АП вряд ли даст Якушеву делегировать на должность губернатора Югры своего первого зама и товарища Сергея Сарычева.
«Переориентация вице-губернатора тюменского юга на работу в ХМАО, по сути, создаст дыру в команде самого Якушева. При этом Сарычев является одним из лучших оргавиков, которые работают в субъектах РФ. Отдать его в северный округ означает растянуть фронт обороны», – резюмировал федеральный политолог.
А вертикаль власти тем временем уже выстроена. И сегодня, рассуждая на тему единоличного выдвижения Якушева, говорят, что только сейчас стала понятна комбинация Кремля. «Якушев – единственный всенародно избранный губернатор, он становится старшим из равных. И если пока, с 1 марта, федеральные коллеги усматривают целесообразность партнерства Якушева с Комаровой и Кобылкиным, то конъюнктура все может поменять в одночасье. Но при всем, Якушеву оказывается максимальное доверие президентом», – подвел итог высокопоставленный собеседник.
«Правда УРФО»