Комаровой подготовили «расстрельный список» мэров
Власти ХМАО оценили работу мэров. Рейтинг наглядно показывает, кто из глав, скажем так, пока просто недорабатывает, а кто и вовсе висит на волоске. В зоне риска даже — богатейшие вотчины «Роснефти» и ЛУКОЙЛа. Одновременно с этим рассекретили затраты на работу администраций. Кому из муниципалов стоит задуматься о своём поведении, кто может вздохнуть спокойно и сколько денег ежегодно уходит на работу армии муниципальных чиновников — в материале «URA.Ru».
Правительство Югры утвердило очередной сводный доклад, посвящённый эффективности работы органов местного самоуправления в муниципалитетах округа. В объёмном документе — сотни «звоночков» для руководителей городов и районов ХМАО. Сама оценка эффективности работы основана на 12-ти показателях, отражающих главные сферы работы муниципалов: наличии очередей в детские сады, числе субъектов малого и среднего бизнеса, величине потребления энергоресурсов в жилых домах и бюджетных учреждениях, объёме сданной жилой площади и так далее. При этом во внимание принимается как средний годовой показатель, так и темпы его роста за последние три года.
Лидером общего списка, включающего в себя и городские округа, и муниципальные районы, выступает Нижневартовский район. Ему чуть-чуть уступают Белоярский и Ханты-Мансийский районы, следом расположились хорошисты среди городов: Урай, Ханты-Мансийск и Нягань. А вот крупнейшие города Югры — Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск — заняли 11-ую, 19-ую и 22-ую строчку соответственно. В число откровенных аутсайдеров традиционно попадает и Когалым — 21 место.
Из всех показателей, на основе которых создаётся рейтинг, можно выделить три важнейших. Это объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного человека, объём сданных в эксплуатацию в течение года жилых площадей, а также удовлетворённость жителей работой органов местного самоуправления — показатель достаточно эфемерный, но на результаты сводного рейтинга влияет напрямую.
По первому из них, как отмечено в докладе, лидерами выступают районы, на территории которых работают нефтегазовые компании. И это логично. Первое место по объему инвестиций держит Ханты-Мансийский район (3,9 млн рублей на одного жителя), следом расположился Нижневартовский район (2,35 млн рублей), за ним — Сургутский (1,48 млн рублей). У городов ситуация гораздо хуже: лидерами среди них выступают мелкие муниципалитеты — Радужный, Покачи и Мегион (соответственное, пятое, шестое и седьмое места). На восьмой позиции Нижневартовск, Нагянь — на 11-й; Нефтеюганск — на 13-й. Худшие результаты — у Югорска и Березовского района (21 и 22 места соответственно).
С вводом жилья картина другая. Напомним, за 2013 год югорские застройщики сдали чуть более одного миллиона квадратных метров жилья. При этом лидером рейтинга выступает город Покачи, где последние три года подряд вводится максимальный (конечно, в пересчёте на число жителей) объём жилья. Второе место в рейтинге занимает Югорск, наряду с Ханты-Мансийском и Советским районом (четвёртое и пятое место) превысивший показатель в 1 квадратный метр на человека. Третье место держит Сургут. У других крупных городов ситуация менее радужная: Нижневартовск занимает лишь 14-ю позицию, Нефтеюганск — и вовсе предпоследнюю. Замыкает рейтинг Радужный, где, как указано в документе, последние два года сдаётся менее 0,1 квадратного метра на человека.
Последний показатель — удовлетворённость населения работой местной власти — рассчитывался путём телефонных опросов населения. В опросе участвовали 300 респондентов, которые отвечали на 43 вопроса. Результаты, мягко говоря, непредсказуемы. Лидер сводного рейтинга — Урай, жители которого, как отмечено в докладе, последние три года стабильно удовлетворены работой властей. В то же время наивысший показатель — 82% положительных отзывов о деятельности администрации — у Белоярского района, занимающего второе место. Следом за ним расположились Берёзовский район, Югорск и Ханты-Мансийский район. Задуматься о своей работе стоит главе Сургута Дмитрию Попову — ему горожане отдали 11 место; мэру Ханты-Мансийска Василию Филипенко (13 место) и главе Нижневартовска Максиму Клецу (18). Наихудшие показатели показывают Радужный, Нефтеюганск и Когалым.
В окончании доклада, представленного департаментом экономического развития округа, приводится ряд рекомендаций для местных властей, направленных на исправление ситуации. Останавливаться на них не имеет смысла — идеи изложены достаточно общие. Интереснее список муниципалитетов, которые получат от правительства Югры гранты за высокие показатели работы, и сами выделенные суммы, в связи с дефицитом бюджета изрядно урезанные. Это, в частности, Нижневартовский (12,32 млн рублей), Белоярский (12,29 млн рублей) и Ханты-Мансийский районы (7,8 млн рублей), а также Урай (6,9 млн), Ханты-Мансийск (5,4 млн) и Нягань (5 млн).
Главы некоторых югорских городов, пожелавшие остаться неназванными, сообщили «URA.Ru», что им известны результаты рейтинга. И мэры относятся к документу с опаской. «Можно спорить с некоторыми выводами, но в целом картина совпадает. Есть опасение, что рейтинг может быть использован в том случае, если у региональной власти возникнет необходимость снять или лишний раз поругать того или иного главу. Например, как это сейчас происходит в Челябинской области», — рассуждает один из мэров. Кратко напомним, правительство Южного Урала планирует привлекать для составления подобных рейтингов сторонних специалистов. Но даже сейчас, когда эффективность глав оценивает само облправительство, некоторые градоначальники уже почувствовали — каково это быть аутсайдером. Буквально вчера, 29 июля, к мэру Чебаркуля Андрею Орлову, который оказался на последних строчках ТОП-листа, был направлен спецпредставитель губернатора. Это означает практически полное отстранение градоначальника от власти — спецпредставитель будет контролировать и расходы муниципалитета, и оценивать все решения, которые принимаются в стенах мэрии.
Между тем политические элиты Югры не спешат придавать значение сводным докладам. Лидер местных «эсеров» и депутат Госдумы Михаил Сердюк назвал подобные исследования абстракцией. «При сегодняшней системе самоуправления главы мало на что могут влиять, у них минимум полномочий. На объем инвестиций, к примеру, как они могут повлиять? Если человек не способен управлять муниципалитетом, это и так видно, и таких надо убирать, независимо от рейтинга и того, попал ли такой мэр официально в «расстрельный список», — заявил Михаил Сердюк и добавил, что если у правительства возникнет желание или необходимость снять кого-то из глав-«двоечников», то это будет сделано и без оглядки на позиции в «хит-параде» — просто дадут лист бумаги и скажут писать заявление.
Отметим, что одновременно с рейтингом власти ХМАО опубликовали решение по утверждению нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления городов и районов округа в 2015 году. Как пояснила корреспонденту «URA.Ru» первый замдиректора департамента финансов округа Татьяна Урсу, они утверждаются ежегодно. «Бюджет округа к этим средствам отношения не имеет, это полностью расходы муниципальных образований», — подчеркнула она. Список крайне объёмный, в него включены крупнейшие муниципалитеты региона, так и малые поселения.
Лидером по затратам на работу властей выступают Сургут и Сургутский район. Норматив для обоих — 1,09 млрд рублей. Чуть меньше требуется Нижневартовску, который тратит на административный аппарат 1,03 млрд рублей. У Нефтеюганска затраты на те же цели буквально вдвое меньше — 553 млн рублей; при этом сопоставимый уровень показывает и Ханты-Мансийск — 536 млн рублей. Нефтеюганскому району на работу местной власти в 2015 году требуется 580 млн рублей, Нижневартовскому — 542 млн. Из общего ряда несколько выбивается Советский район, которому на управление требуется 545 млн рублей. Затраты Кондинского и Октябрьского районов заметно ниже — 473 и 410 млн рублей соответственно. Меньше всех денег, естественно, требуется городу Покачи — чиновникам вотчины ЛУКОЙЛа, население которой не превышает 20 тысяч человек, на выполнение своих функций необходим всего лишь 171 млн рублей.
В целом, если подсчитать все затраты на выполнение функций местных властей в городах и районах округа, сумма получается более чем внушительная — около 10,7 млрд рублей. Это около 10% от консолидированного бюджета округа.