Метротрамвай: новая жизнь челябинской подземки
Челябинское метро, которое начали прокладывать еще в 90-е годы прошлого века, интегрируют в существующую трамвайную сеть. Три линии метротрамвая, которые планируется запустить уже в 2024 году, свяжут все районы города. Проект, одобренный комиссией правительства России по региональному развитию, представил общественности губернатор Алексей Текслер. Как метротрамвай может изменить жизнь столицы Южного Урала? Рассказываем в обзоре РК.
Вызов и мечта
Презентация проекта метротрамвая прошла на уже построенной станции челябинской подземки «Комсомольская площадь».
Алексей Текслер признался журналистам, что достройка метрополитена стала для него «серьезным вызовом», с которым он столкнулся, когда приехал в Челябинск.
«Помимо того что это мечта для многих, большой, серьезный инженерный проект, значительная часть работы уже сделана, оставить это без внимания, бросить уже невозможно. Город тратит достаточно большие деньги — сотни миллионов рублей — на ежегодную поддержку эксплуатации той части метрополитена, которую уже построили, плюс это вопросы безопасности», — обрисовал ситуацию губернатор.
Челябинскую подземку начали прокладывать еще в 90-х годах прошлого века. Сейчас построены платформа и второй вестибюль станции «Комсомольская площадь», почти достроена платформа и один из двух вестибюлей станции «Торговый центр». Пройдено 3,3 км транспортных тоннелей. Завершение проекта в формате метрополитена потребовало бы колоссальных вложений. Только на достройку первой пусковой линии потребовалось бы 100 млрд рублей, отмечается в сообщении пресс-службы губернатора.
В итоге было найдено решение, которое сочетает в себе элементы изначального, еще советского, плана создания метрополитена, а также новые технологические подходы: создание метротрамвая.
В рамках проекта потребуется достроить две подземные станции, проложить 7,2 км туннелей и 3,9 км наземных трамвайных путей. Общая стоимость работ составит 45-46 млрд рублей. Регион сможет получить необходимую сумму за счет инфраструктурного бюджетного кредита.
Ожидается, что в 2024 году в Челябинске будут введены в эксплуатацию три линии метротрамвая, которые свяжут все районы города.
«Планируем достичь совершенно другой мобильности пассажиров в Челябинске на электротранспорте, рассчитываем, что это будет серьезная альтернатива личному автомобилю. Развитие всей сети общественного транспорта, в первую очередь метротрамвая, благоприятно скажется на экологической ситуации в городе. Также проект привлечет до 1,5 тысячи рабочих мест, а самое главное – позволит сделать жизнь горожан значительно комфортнее», – подчеркнул Алексей Текслер.
По словам главы региона, реализация проекта будет иметь высокий мультипликативный эффект, связанный с активизацией жилищного строительства, возведением коммерческой недвижимости, возникновением высокотехнологичных производств.
Проект метротрамвая ранее уже был рассмотрен на заседании комиссии правительства РФ по региональному развитию. 19 мая вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал российскому президенту Владимиру Путину о концепции завершения строительства метро в Челябинске и интеграции его в трамвайную сеть. Хуснуллин отметил, что проект практически готов, дорабатываются детали.
Верить в город
Telegram-канал «Южноуральская панорама» уточняет, что первая ветка метротрамвая протянется от улицы Чичерина до улицы Лизы Чайкиной, вторая — от Челябинского механического завода до ТРК «Алмаз», третья — от Челябинского тракторного завода до Медгородка.
В качестве подвижного состава будут использовать двух- и трехсекционные трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода.
«Вместе с интеграцией метрополитена в Челябинске планируется масштабное обновление электротранспорта. Речь идет о закупке новых трамваев, троллейбусов и капремонте сопутствующей инфраструктуры. Что касается метротрамвая, концепция предусматривает развитие до 2030 года. Синюю ветку планируют серьезно расширить, пустив вагоны по улице Братьев Кашириных. Все это послужит драйвером развития не только транспорта, но и всего областного центра», — сообщает канал.
Урбанист, автор проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика» Алексей Радченко считает, что проект метротрамвая позволит трамвайной системе Челябинска стать лучшей в стране.
«Челябинску от всей души желаю реализации тех грандиозных планов, которые были озвучены, мечтать широко, не оглядываться ни на каких соседей, а с достоинством примерять на себя роль федерального игрока. Ну и жителям верить в город — без этого никак», — написал Радченко в своем Telegram-канале после поездки в Челябинск.
Он также заметил, что город в целом произвел на него благоприятное впечатление.
«Центральная улица во власти дизайн-кода, заборы убраны, на разделительной цветут яблони, а в знаменитом на всю России сосновом бору непередаваемый запах леса в самом центре города. Город гораздо более «хипстерский», чем ожидаешь, и это здорово. Отличная кухня, люди в парках и на площадях социализируются, смеются и улыбаются вам. Да, город масштабный, да, город промышленный, но кажется, что он вполне отошел от ярлыков из «Нашей Раши» и теперь, скорее, находится в поиске себя», — поделился мнением Радченко.
Исторические событие
Политолог Александр Мельников рассказывает, что за последние 10 лет челябинские политики неоднократно возвращались к вопросу строительства метрополитена, однако никаких практических действий для решения проблемы долгостроя не предпринималось.
«В результате мечты челябинцев о собственном метро превратились в предмет скепсиса и иронии», — отмечает собеседник РК.
Решение о строительстве метротрамвая Мельников называет историческим.
«При поддержке федерального центра региональными властями может быть реализован крайне важный для города инфраструктурный проект, разом решающий проблему долгостроя и обеспечивающий город новой развитой системой общественного транспорта», — рассуждает политолог.
Мельников обращает внимание, что проект метротрамвая планируется реализовать очень быстро. С этой точки зрения объект также будет прорывным.
По оценке главного редактора информационно-политического агентства «Полит74» Натальи Окороковой, строительство метротрама – один из наиболее масштабных и амбициозных проектов в Челябинске за последние десятилетия.
Собеседница РК полагает, что этот проект необходим городу и горожанам не только для развития системы общественного транспорта, но и в ментальном плане.
«Современная транспортная система с наличием метро – неизменный атрибут крупного мегаполиса. А у челябинцев, как ни стыдно это признавать, годами складывался мучительный комплекс неполноценности — в первую очередь, конечно, по отношению к Екатеринбургу. Горожане регулярно сравнивают Челябинск с соседним миллионником, и почти всегда это происходит не в их пользу. Настроение «тут ничего не развивается, тут уже ничего хорошего не будет» создает отрицательный образ Челябинска, причем формируется он руками самих жителей. Для дальнейшего развития города нужно переломить в первую очередь именно эту тенденцию», — объясняет Окорокова.
Эксперт уверена, что мощный рывок в развитии крупного промышленного центра, каким является Челябинск, в итоге станет одним из факторов повышения благополучия страны в целом.