Маршрут подтвержден: куда приведет высокоскоростная магистраль уральские регионы?


Глава правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил маршрут высокоскоростной магистрали «Челябинск-Екатеринбург». В строительство железной дороги решено вложить более 300 млрд. руб. В правительстве уверены, что новый транспортный объект улучшит коммуникацию на территории уральских регионов, будет способствовать объединению рынков труда Свердловской и Челябинской агломераций. Эксперты, опрошенные «РК», полагают, что реализация этого проекта поможет субъектам федерации осуществить «мощный рывок вперед».

Дорожная карта

ВСМ Челябинск — Екатеринбург протянут через южноуральскую столицу, Красноармейский, Кунашакский, Сосновский и Каслинский районы Челябинской области, а также Сысертский, Арамильский и Белоярский городские округа Свердловской области и Екатеринбург.

Время в пути между двумя региональными центрами сократиться с 3,5 до 1 часа.

«Это повысит эффективность транспортных коммуникаций на территории уральских регионов, а также будет способствовать объединению рынков труда Свердловской и Челябинской агломераций», — говорится в документе, опубликованном на сайте российского правительства.

Как добавляет «Областная газета», в проекте предусмотрено строительство пяти новых станций: «Сысерть-2 УВСМ», «Снежинск УВСМ», «Сулейманово УВСМ» а также «Кольцово УВСМ» и «Баландино УВСМ» возле одноимённых аэропортов. Появится депо «Тракторстрой УВСМ», которое будет рассчитано на 600 техобслуживаний и 20 текущих ремонтов поездов в год.

Проектом предусмотрена реконструкция железнодорожного вокзала «Челябинск-Главный», его уже ремонтировали в 2004 году, и вокзала «Екатеринбург-Пассажирский», реконструируемого сейчас. Ремонт коснётся и станции «Шарташ», которая нуждается в новом здании более всего: старое здание, где располагались кассы, снесли в июне прошлого года — кассы перенесли в специально возведённый модуль.

Погружение в контекст

Как ранее утверждал министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников, изначально маршрутов было восемь. Для его проработки были выполнены аэрофотосъемка и лазерное сканирование местности.

В марте прошлого года с участием Свердловской области был обновлен состав хозяйственного партнёрства «Уральская скоростная магистраль», созданного для реализации проекта по строительству ВСМ. Сообщалось, что концессионное соглашение на проектирование, строительство и содержание магистрали планируют подписать в 2018 году. По данным правительства Челябинской области, документ был направлен в Москву в начале этого года.

Планируется, что концессионное соглашение, по которому будет построена новая двухпутная высокоскоростная железнодорожная магистраль протяжённостью около 209 километров и сопутствующая инфраструктура, будет заключено на 32 года. Общее расстояние между конечными станциями составит около 218 километров, а преодолевать его поезда будут всего за один час 10 минут. Но это минимум.

Как пояснил «Правде УрФО» руководитель экспертной группы Максим Фадеев, организаторы проекта нацеливаются на куда большие скорости, чем 200 километров в час.

«Требуемые скорости – до 300 километров в час. И даже если «Ласточки» модернизируют, максимум – до 200 километров в час. Сейчас рассматриваются поезда, курсирующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург, Siemens Velaro, но уже европейской модификации, где максимальная скорость движения – 350 километров в час. В экономическом обосновании у нас они указаны», — сказал он.

Также инфраструктура обозначенной ВСМ позволит организовать транзитное движение скоростных транзитных поездов «Нижний Тагил — Челябинск», «Челябинск — Тюмень», а в перспективе реализации ВСМ «Евразия» — запустить ночные высокоскоростные поезда «Москва — Челябинск» и «Екатеринбург — Астана». Завершить строительство и ввести магистраль Екатеринбург — Челябинск в эксплуатацию планируется в 2024 году.

Как сообщалось ранее, совокупный прирост валового регионального продукта на этапе строительства может составить 230 миллиардов рублей, а в первые 10 лет эксплуатации магистрали ВРП (валовый региональный продукт) двух субъектов увеличится на 1,2 триллиона рублей. При этом стоимость самой магистрали составит 360 млрд руб.

Согласно одной из моделей финансирования, которая прорабатывается сейчас, в том числе на федеральном уровне, предполагается, что 20% всех затрат обеспечит акционерный капитал. Треть необходимых средств концессионер привлечет в коммерческих банках, 16% – в банках развития, еще треть придется на кредиты и средства НПФ (облигационные займы), 12% намерены привлечь через инфраструктурные облигации, еще 2% с помощью краткосрочных займов.

«Благодаря Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали в общую доступную среду объединятся международные аэропорты Кольцово и Баландино, места размещения и досуга, площади конгрессно-выставочной индустрии. Посетители выставки ЭКСПО-2025 смогут одинаково комфортно использовать возможности обоих мегаполисов, словно всё находится в одном городе», — подчеркивал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Вместе с тем вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский утверждал, что их регион тоже полон надежд — при проведении Международной выставки планируется использовать ресурсы соседних областей, и в Екатеринбурге рассчитывают на скоростную магистраль, поскольку ежедневно в город будет приезжать порядка 200–300 тысяч посетителей ЭКСПО, а принимать такое количество пассажиров один аэропорт Кольцово пока не способен.

Рывок вперед

Жители Челябинска и Екатеринбурга в выходные смогут посещать города друг друга и таким образом проводить свой досуг, отмечает мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Кроме того, населенные пункты, которые будет пересекать маршрут, также вовлекутся в оборот. Также ожидается рывок в экономическом развитии столицы Свердловской области.

«Когда в свое время пустили Транссибирскую магистраль через Челябинск, то город очень быстро начал развиваться. Когда появилось направление Челябинск-Екатеринбург, то наш город (Екатеринбург) начал также показывать рост по многим направлениям. На Челябинск пришлась вся торговля хлебом, чаем, потом втянулся в этот оборот и Екатеринбург. То есть строительство высокоскоростных транспортных путей дает очень много для развития городов. Понятно, что нам нужно будет наверстывать большое отставание, но решение о появлении ВСМ правильное и разумное», — отметил градоначальник.

Теорию о мощном рывке развития для обоих регионов выдвигает и руководитель Уральского отделения фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. По его словам, новый инфраструктурный проект вполне реализуем.

«По мере реализации проекта ВСМ, вырисовывалась концепция, которая получила название «Уральское созвездие» (проект предполагает сотрудничество регионов УрФО и Пермского края, по задумке, работа «созвездия» должна быть сфокусирована на поставках оборудования для компаний нефтегазового сектора, которые работают в ХМАО и ЯНАО – прим.ред.), которая предполагает сближение двух субъектов федерации. Как раз такой мощный транспортный проект, как ВСМ, безусловно, будет способствовать укреплению и расширению рынка труда как в Свердловской, так и в Челябинской области, установлению новых социально-экономических связей между регионами», — говорит эксперт, отмечая, что объект привлечет в субъекты инвесторов.

Решение о строительстве дороги имеет большое значение не только для жителей двух регионов и местных элит, но и для всей страны, считает представитель АПЭК в Свердловской области, доцент кафедры теории и истории политической науки УрФУ Руслан Мухаметов. Кроме того, распоряжение Медведева стоит рассматривать как позитивный сигнал для губернаторов двух областей.

«В этом плане мы можем сделать выводы, что лоббистские возможности именно конкретных региональных руководителей на разных уровнях принесли реальный результат. Последствия данного решения правительства лежат не только в области политики, но и экономики. И Свердловская, и Челябинская области относятся к категории старопромышленных регионов, экономические и хозяйственные связи между которыми всегда исторически были очень сильны. Реализация данного проекта в среднесрочной перспективе естественным образом усилит финансовую зависимость между двумя субъектами РФ», — отметил аналитик.

Председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев подчеркнул, что высокоскоростная железнодорожная магистраль «Челябинск-Екатеринбург» даст жителям городов больше возможностей в финансовом плане, появится больше товаров и услуг. «Все это будет способствовать росту этих городов, а также увеличит их конкурентоспособность по отношению к другим субъектам федерации», — добавляет эксперт.

Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...