Казус Чебаркуля и профессионализм городского управления


Кон­фликт, воз­ник­ший во­круг фи­гу­ры мэра Че­бар­ку­ля Ан­дрея Ор­ло­ва пол­то­ра года на­зад по вине ме­тео­ри­та, ко­то­рый упал в озе­ро на тер­ри­то­рии его го­ро­да, и по­это­му вне­зап­но став­ше­го ге­ро­ем фе­де­раль­ных СМИ, сам по себе и слу­ча­ен, од­на­ко но­сит си­стем­ный ха­рак­тер. В са­мой мо­де­ли пря­мых вы­бо­ров мэра, ко­то­рый сов­ме­ща­ет в себе не толь­ко функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра тер­ри­то­ри­аль­но­го со­об­ще­ства, но и хо­зяй­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, оче­вид­но за­ло­же­на про­бле­ма ка­че­ства про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки та­ко­го мэра к управ­ле­нию боль­шим со­вре­мен­ным го­род­ским хо­зяй­ством. Ко­неч­но, пря­мые вы­бо­ры гра­до­на­чаль­ни­ка – мак­си­маль­но де­мо­кра­тич­ная про­це­ду­ра, но воз­ник­ла она в сред­не­ве­ко­вых го­род­ских ком­му­нах, по­лу­чив со­вре­мен­ное нам оформ­ле­ние в XIX веке. То­гда управ­ле­ние го­ро­дом еще не тре­бо­ва­ло от про­вин­ци­аль­но­го ис­теб­лиш­мен­та, из ко­то­ро­го и ре­кру­ти­ро­вал­ся кор­пус мэ­ров, ни спе­ци­аль­ных зна­ний, ни ка­ких-то лич­ност­ных ка­честв.

Се­го­дняш­ний ме­га­по­лис – дело со­вер­шен­но дру­гое. Уве­ре­ны ли мы, что от­лич­ные на­вы­ки об­ще­ния с из­би­ра­те­ля­ми и элек­то­раль­ная эф­фек­тив­ность мар­ки­ру­ют хо­ро­ше­го управ­лен­ца, ко­то­рый смо­жет не про­сто обес­пе­чить функ­ци­о­ни­ро­ва­ние бес­по­кой­но­го и ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­но­го го­род­ско­го хо­зяй­ства, но еще и под­дер­жи­вать в го­ро­де со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­скую ста­биль­ность, и эф­фек­тив­но спо­соб­ство­вать его эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию? Несо­мнен­но, эта про­бле­ма – не ос­но­ва­ние для то­таль­ной от­ме­ны пря­мых вы­бо­ров мэ­ров. Мно­гое за­ви­сит от уров­ня по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры на­се­ле­ния, его элек­то­раль­ной ис­то­рии; от того, на­сколь­ко ра­ци­о­на­лен их вы­бор, глу­бо­ко по­ни­ма­ние сущ­но­сти де­мо­кра­ти­че­ских про­це­дур, ве­ли­ка от­вет­ствен­ность са­мих из­би­ра­те­лей. На мой взгляд, пока что оп­ти­маль­ный ре­зуль­тат по­ка­зы­ва­ет ека­те­рин­бург­ская схе­ма, при ко­то­рой вы­бо­ры мэра — пря­мые, но ад­ми­ни­стра­тив­ной ра­бо­той все же за­ни­ма­ет­ся про­фес­си­о­наль­ный сити-ме­не­джер, на­ни­ма­е­мый го­ро­дом по кон­трак­ту. И овцы сыты, и вол­ки целы.

Но что де­лать с теми все­на­род­но из­бран­ны­ми мэ­ра­ми, стиль ру­ко­вод­ства ко­то­рых оче­вид­но неэф­фек­ти­вен и уже не под­дер­жи­ва­ет­ся на­се­ле­ни­ем? Ведь для ре­ги­о­наль­ных вла­стей та­кие тер­ри­то­рии – по­тен­ци­аль­ная бом­ба, ко­то­рая мо­жет рва­нуть в лю­бой мо­мент обостре­ния со­ци­аль­но­го недо­воль­ства. Бо­лее того, про­тест про­тив пло­хо­го мэра фор­ми­ру­ет об­щий про­тестный фон, ко­то­рый вли­я­ет и на рей­тин­ги под­держ­ки пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра, вла­сти в це­лом. Имен­но для вы­яв­ле­ния та­ких "мин" и про­во­дят­ся со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния рей­тин­гов глав му­ни­ци­па­ли­те­тов – сами по себе та­кие ис­сле­до­ва­ния, есте­ствен­но, не яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ни­ем для ре­ше­ний пра­во­вых, но вполне фик­си­ру­ют необ­хо­ди­мость ре­ше­ний по­ли­ти­че­ских и управ­лен­че­ских.

В со­вре­мен­ной рос­сий­ской пра­во­вой прак­ти­ке нет чет­ких ра­бо­та­ю­щих ин­стру­мен­тов устра­не­ния неэф­фек­тив­но­го с точ­ки зре­ния вы­ше­сто­я­щих вла­стей мэра. Нет ни ра­бо­та­ю­щей про­це­ду­ры от­зы­ва сбо­ром под­пи­сей, ни ме­ха­низ­ма ре­фе­рен­ду­ма о его от­став­ке, ни воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния для этой цели му­ни­ци­паль­но­го де­пу­тат­ско­го со­бра­ния. Ры­ча­ги – это по­ли­ти­че­ское дав­ле­ние, при­вле­че­ние си­ло­вых струк­тур для вы­яв­ле­ния на­ру­ше­ния мэ­ром за­ко­на или вы­кру­чи­ва­ние ему рук в бюд­жет­ной сфе­ре.

По­ли­ти­че­ская ис­то­рия ре­ги­о­нов Рос­сии в по­след­ние 5-10 лет пест­рит по­доб­ны­ми кей­са­ми. Че­ля­бин­ским ноу-хау еще при ад­ми­ни­стра­ции гу­бер­на­то­ра Пет­ра Су­ми­на ста­ло со­зда­ние ин­сти­ту­та «спе­ци­аль­но­го пред­ста­ви­те­ля гу­бер­на­то­ра при ад­ми­ни­стра­ции му­ни­ци­па­ли­те­та», ко­то­рый фак­ти­че­ски кон­тро­ли­ро­вал об­ласт­ные вли­ва­ния в тер­ри­то­рию, для боль­шин­ства го­ро­дов и рай­о­нов об­ла­сти со­став­ля­ю­щие ос­но­ву их глу­бо­ко де­фи­цит­ных бюд­же­тов. Но по­доб­ная схе­ма все же но­сит ха­рак­тер «руч­но­го управ­ле­ния».

Се­год­ня и в кад­ро­вом, и в по­ли­ти­че­ском от­но­ше­нии воз­мож­на мас­со­вая кам­па­ния по пе­ре­крой­ке управ­лен­че­ских мо­де­лей во всех му­ни­ци­па­ли­те­тах на но­вый лад. Даже если та­кая за­да­ча и осмыс­ле­на ре­ги­о­наль­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ме­не­дже­ра­ми, она тре­бу­ет по­сте­пен­но­сти и кон­сен­су­са всей по­ли­ти­че­ской эли­ты.

Если вы на­шли ошиб­ку, по­жа­луй­ста, вы­де­ли­те фраг­мент тек­ста и на­жми­те Ctrl+Enter.

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: