Дополнительные надзорные полномочия: Челябинск берет промышленность под контроль
В Челябинске прошло совещание управлений Росприроднадзора по УрФО. Основной вопрос – качество атмосферного воздуха на Южном Урале. Одной из причин несоответствующего качества было названо ограничение полномочий надзорных органов, с которым теперь, по сообщению «ФедералПресс», будут работать на государственном уровне.
Оказалось, что, несмотря на сложность экологической ситуации в Челябинской области, в прошлом году было всего три случая приостановки деятельности предприятий-нарушителей, которые загрязняли окружающую среду, в том числе в период НМУ (неблагоприятных метеорологических условий).
Сергей Зырянов:
— В Челябинской области ситуация с качество воздуха неоднозначная. Есть несколько городов — это Челябинск, Магнитогорск и, возможно, еще два-три города, где систематически возникают претензии со стороны граждан к властям по поводу качества воздушной среды. В 2017 году в Челябинске 150 дней объявлялись днями с неблагоприятными метеорологическими условиями, сопровождавшимися усложнением состояния воздушной среды.
Первопричина возникновения этого эффекта – это то, что Челябинск – промышленный город, на территории которого сохраняются и продолжают работать большое количество промышленных предприятий. Вторая причина связана с тем, что сейчас появилось много распределенных очагов загрязнения воздуха в виде отдельных котельных, которые строятся либо для квартала, либо для больших домов, либо для какого-то комплекса, чтобы сэкономить расходы на электроэнергию. У подобных котельных трубы, как правило, невысокие, и они не позволяют выбросам рассеиваться, они располагаются очень близко к земле, и это очень влияет на состояние воздуха. Еще одна причина – увеличение количества автомобильного транспорта, которое произошло скачкообразно в начале 21 века.
Что касается возможности регулирования состояния воздушной среды, то, конечно, природонадзорные органы правы, им нужны полномочия, которые позволяли бы им контролировать работу промышленных предприятий, в том числе частных, оперативно формулировать оценку состояния выбросов этими предприятиями, и, соответственно, передавать эту информацию либо в природоохранную прокуратуру для оформления претензий, либо собственникам этого предприятия, для того, чтобы они сами принимали какие-то решения.
Стоит отметить, что неплохое решение было принято губернатором области – крупные промышленные предприятия должны переходить на сниженный режим работы во время период НМУ. Однако если 150 дней в году будет объявляться режим НМУ, то получится, что предприятие будет вынуждено чуть ли не половину года простаивать или работать не в полную силу. Это достаточно сложно для бизнеса, потому что он будет нести потери, с его точки зрения, неоправданные потери.