10 дней остается до официального старта кампании по выборам губернатора Челябинской области. На самом деле она, конечно, началась гораздо раньше. И даже не с момента назначения Алексея Текслера временно исполняющим обязанности губернатора. Реальным толчком к старту, во многом определившим его специфику, стал осенний единый день голосования – 2018, а точнее – прецеденты губернаторских выборов Хабаровского края, Владимирской области и ряда других регионов. 

Необходимое принятие ряда непопулярных шагов, от пенсионной реформы до повышения НДС, привело к значительному снижению уровня поддержки государственных институтов и скачку антиэлитных настроений. Общество, пусть и не всегда осознанно, но от того не менее остро почувствовало отчужденность от властных элит.

Они просто перестали слышать друг друга. С одной стороны – «так жить нельзя» и «заворовались», с другой – «надо меньше есть», «государство вас рожать не просило» и «макарошки». Надо было что-то менять.

Первоочередной задачей стало восстановление диалога власти и общества. Для решения новых задач нужны новые люди. Результатом стала серия назначений молодых и перспективных врио новой формации. Произошло это и в Челябинской области.

Два месяца назад президент принял отставку Бориса Дубровского и подписал указ о назначении Алексея Текслера врио губернатора Челябинской области. Нельзя сказать, что отставка Дубровского была для южноуральцев неожиданной. Ее ждали. Некоторые с опасением, многие – с нетерпением. А вот кому конкретно президент доверит область, до последнего момента было тайной. И не только для челябинцев. Журналисты и социальные сети бросились искать ответ на сакраментальный вопрос: «Ху из мистер Текслер?»

Анкетный уровень (родился, крестился, учился, женился, на работе пригодился) оставим в стороне. Буквально за месяц все было перекопано вдоль и поперек. И вновь обретенными друзьями, и старыми врагами. Ничего существенного. Беспартиен. Женат. Прекрасный семьянин. Бизнеса нет. В порочащих связях не замечен. Да и неважно это. Большинству с ним детей не крестить. Важны его управленческие компетенции и алгоритмы. Короче, как править будет, как команду формировать, каковы приоритеты и правила игры.

С приоритетами все было понятно с самого старта. Текслер – человек системы. Классический высокопрофессиональный командный игрок. Его приоритеты – реализация нацпроектов президента с акцентом на актуальные для области проблемы, прежде всего экологию. Плюс проведение саммитов ШОС и БРИКС. Причем реализация не абы как, а на «ять». Иная ситуация врио не устраивает.

О манере управления Текслера (пусть и на переходный период, так как и. о. и всенародно избранный губернатор – это все-таки разные роли) по первым действиям и выступлениям через два месяца уже можно судить достаточно уверенно. 

Первое, что было продемонстрировано, – оперативность и энергичность. На место службы он прибыл буквально через несколько часов после назначения. И завертелось. Рабочий день – 12 часов. Причем не только его самого, но и заместителей. Плотность графика, судя по медиа, поражает. Новостная лента пестрит типовыми цепочками «прибыл, пообщался, без охраны, неожиданно поменял маршрут, не удовлетворен, уволил». 

В силу того что буквально с момента назначения Текслеру удалось полностью захватить информационное поле, да еще и наладить трансляцию чуть ли не каждого своего шага в СМИ и соцсетях, у не слишком искушенной аудитории случился некий информационный перегруз.

На самом деле недопонимание исчезает, если рассмотреть действия Текслера как увязанные и закономерные элементы эффективной предвыборной стратегии.

Первый месяц – все как по учебнику. Изучение ситуации, представление первоначального образа, налаживание коммуникационных потоков. Суждения выносит взвешенно, шашкой без надобности не машет, не стесняется признаваться, что не во всем разобрался. Основные коммуникационные задачи – захватить повестку, застолбить темы, держать информационные потоки в постоянном напряжении – выполнены на отлично.

Транслируемый первичный образ по результатам контент-анализа его выступлений выглядит так: оперативность, самодостаточность, взвешенность и аккуратность в суждениях, умение навязать свою повестку, ориентация на непосредственное общение с населением, прекрасные коммуникационные навыки, ориентация на современные формы коммуникации. 

Отсюда и лидирующие позиции в мартовском рейтинге медиаактивности губернаторов, и, по данным ВЦИОМ, 53 % поддержки с электоральным потенциалом в 75 % менее чем через месяц работы.

Во многом этот рейтинг перетек из антирейтинга предшественника. Во многом это аванс и эффект «медового месяца». Но медовый месяц удался – области «новый» в целом понравился.

На первом этапе внимание врио было преимущественно сконцентрировано на областном центре и его окрестностях. Это дало повод некоторым политконсультантам отнести Текслера к категории так называемых губернаторов областного центра как места основного приложения сил. Естественно, в ущерб остальным территориям. Следующий месяц, состоявший из чуть ли не из ежедневных посещений территорий, показал, что губернатором исключительно Челябинска Текслер становиться не собирается. Он бы взял частями, но ему надо сразу. А этого в одиночку не добьешься. После ознакомления с ситуацией остро встал вопрос командообразования

Результаты:

– отстройка от наследия непопулярного предшественника, демонстративное увольнение наиболее одиозных и вызывающих недовольство населения фигур из прошлого типа Сеничева и Тефтелева; 

– формирование обновленной структуры областной администрации.

С одной стороны, расстановка своих людей на ключевые позиции – аксиома для отечественной управленческой системы. С другой – скамейка доступных «легионеров» крайне ограниченная

Как и заявлял Текслер, акцент при формировании команды будет сделан на местные кадры. Здесь как раз масса вопросов. И это нормально. Окончательный вариант областной управленческой системы будет формироваться уже после выборов, во многом по их результатам.

Учитывая специфику предвыборной кампании, особое значение уделяется медийному блоку. Смена руководителей пресс-службы и областного телевидения, переход на принципиально иной качественный уровень и резкая активизация работы крупнейшего медиахолдинга «Гранада Пресс», демонстрируемая принципиальная установка на открытость, активное и успешное использование соцсетей – все это, конечно, элементы грамотной коммуникационной стратегии, отвечающие запросам общества. 

Текслеру своей энергией удалось встряхнуть и оживить не только медиапространство. Речь, конечно, не обо всем обществе. Но элиты – да. Депутаты всех уровней, общественники, активисты и просто мотивированные попасть в команду губернатора проявляют просто чудеса активности.

Закономерный результат двухмесячной работы – лидирующая позиция Текслера в рейтинге влияния глав субъектов АПЭК среди мартовских выдвиженцев. Это, конечно, никоим образом не отменяет наличия серьезных проблем, без решения которых ожидаемый результат (победа в первом туре) остается под вопросом.

Первая – отсутствие публично обнародованной программы и стратегии развития области. Названные приоритеты в виде трех пунктов – нацпроекты, ШОС БРИКС, сакраментальное «все хорошее против всего плохого» – это программа абсолютно любого на этой должности. Вот финансовое усиление муниципалитетов и районов – это смело и хорошо. Очевидно, что эти средства должны пойти на благоустройство. Этакая тактика малых дел. 

Хорошо, но недостаточно, ибо в доме надо держать и мясные закуски. На данный момент Текслеру удается уходить от наиболее болезненных проблем и комментирования непопулярных, но неизбежных в силу их готовности на федеральном уровне решений типа строительства Томинского ГОК. Но тогда нужно предъявить нечто взамен, желательно в виде комплексной стратегической программы. И предложить ее именно 30 мая на заседании Законодательного собрания.

Второе – откровенное запаздывание процесса командообразования. И дело не только, да и не столько в структуре правительства.

Третье – усиление работы по предотвращению ЧП, как технологических и сезонных, так и социальных. Если по первым работа в целом выстроилась (серьезную волну пожаров удается предотвращать, работа по обеспечению безопасности летнего детского отдыха под личным контролем врио), то вероятность массовых протестных акций, подобных екатеринбургской, учитывая уровень социальной напряженности, остается достаточно высокой. И эти вопросы требуют постоянного и повышенного внимания. 

Четвертое – выстраивание внутриэлитного консенсусаРечь, конечно, не идет об «отказе от сотрудничества»: была проведена масса результативных встреч с влиятельными деятелями. Неплохо строится и работа с силовиками. Последний раз бесконфликтные отношения с ними у челябинских губернаторов были при Петре Сумине. 

Федеральный и региональный депутатский корпус пусть и шокирован резким переходом от стилистики кулуарных соглашений к встречам под Instagram-трансляцию, но из штанов выпрыгивают – хотят в команду. И обещают, обещают. Но обещать не значит жениться. А предвыборная работа на «депутатских» территориях нужна не то что сегодня – вчера. 

Пятое – особая ситуация в областном центре. Дело в том, что губернаторская кампания накладывается на выборы в городскую думу. Очевидно, что их надо «сшивать», иначе, учитывая общественные настроения и грызню между элитными группировками, город просто «порвут», заодно вылив ушат грязи на все вокруг

Новому руководителю разумно формировать состав городской думы из новых людей, обязанных не элитным группам, а ему и его команде. Врио губернатора, вероятно, сделает ставку на кандидатов, действительно желающих служить городу, а не на элитные группы, которые уже уничтожили общественный транспорт, запустили туда неконтролируемых маршруточников и продолжают делить киоски. Элиты если и войдут в новый расклад, то лишь на условиях Текслера. От них потребуют действовать по новым правилам и перейти к служению городу. Здесь работы непочатый край. Кто ее будет делать? И главное – когда?

Так что надо пожелать Алексею Текслеру, чтобы в его сутках было 48 часов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: