Территории опережающего развития: проблема формата
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал два постановления правительства о запуске территорий опережающего развития «Приамурская» и «Белогорск». В первой якорными резидентами, заявившими проекты с общим объемом начальных инвестиций 128,9 млрд руб., стали завод по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. тонн в год, НПЗ производительностью до 1,2 млн тонн дизтоплива в год и крупный логистический центр. Вторая создается на базе трех компаний — завода по глубокой переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Совокупный объем первоначальных инвестиций составил 1,45 млрд руб. при 86 млн руб. бюджетных вложений.
Территории опережающего развития – это прогресс. Преимущество этих территорий заключается в их особом статусе как налоговых, административных, правовых единиц, а инвестирование государственных денег — явно не самая главная цель развития. Если мы говорим о софинансировании с государственным участием, то это банально ГЧП.
К тому же зачем нужно создавать территорию опережающего развития, подразумевая возведение на этой территории нефтеперерабатывающего завода? Это сверхприбыльный бизнес даже при условиях низких цен на нефть, которые мы видим сегодня. Это предприятие, которые выпускает продукцию с высокой добавленной стоимостью, это предприятие, которое выпускает бензин и дизтопливо, которое в любом случае будет пользоваться спросом. Другой вопрос – где.
Если это для внутреннего потребления, возникает вопрос, насколько серьезны потребности Амурской области и близлежащих регионов в бензине и дизтопливе. Если это экспорт топлива в Китай – это отдельный разговор. Но в любом случае это прибыльный бизнес, и российские НПЗ до сих пор, насколько я знаю, убытки от своей деятельности не показывали. Потому что во всем мире нефтяной бизнес прибылен. То же самое относится к производству стройматериалов – кто будет покупателем этой продукции? Российские строители, китайские строители?
Наконец самое главное, ТОРы предполагают как очень существенные налоговые послабления, так и упрощение многих административных и юридических процедур. ТОРы являются некими магнитами, которые должны притягивать бизнес из самых разных регионов. Это может быть упрощенная регистрация, особые беспошлинные условия ввоза комплектующих, полуфабрикатов и промежуточных изделий для производства конечной продукции, это могут быть льготы для работников – например, пониженное социальное обложение, уменьшение или обнуление налога на доходы физлиц, налоговые каникулы на фиксированный срок по федеральным и региональным налогам.
Но ничего этого нет. Более того, та система, которая в настоящее время сложилась в России, позволяет говорить о том, что ТОРы как фактические правопреемники свободных экономических зон ничем от них не отличаются. СЭЗ приказали долго жить. Для них были некогда созданы условия, вложены деньги во второй половине нулевых (около 1 млрд долларов), однако сколько-нибудь существенных результатов СЭЗ не показали. Не было ни значительного притока инвестиций, ни множества компаний, ни иностранных инвесторов в реальный сектор, ни реальной продукции.
Чем отличаются свободные экономические зоны, например, в Китае, во Вьетнаме, в Южной Корее и даже в Бразилии? В Бразилии существует одна СЭЗ "Манаус", но там зарегистрировано несколько тысяч компаний, и это совместные предприятия практически всех крупнейших лидеров потребительского рынка, как в сфере высоких технологий, так и в сфере бытовой продукции. Все это позволяет говорить о том, что "Манаус" является неким локомотивом для всей бразильской экономики. Понятно, что там нет ни нефтеперерабатывающих заводов, ни производства стройматериалов. Там есть именно те предприятия, которые обладают потенциалом роста производства потребительской продукции как для страны, так и на экспорт.
По сути и свободные экономические зоны, и ТОРы в России – это пока профанация идеи точек роста. Давать налоговые, организационные, правовые льготы изначально прибыльным предприятиям – это нонсенс, это удар по собственному бюджету. Непонятна и позиция китайской стороны. Очевидно, что китайцы, если и будут участвовать в этих ТОРах, то будут участвовать с далеко идущими целями. Прежде всего, с целью экономической экспансии на территории России.