Особые модели для отдельных регионов – считаю опасным прецедентом и нарушением принципа равенства всех субъектов РФ


Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).

Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).

Артем Кудинов:

— Не считаю обоснованным осуществление выдвинутых предложений по ряду причин. В Алтайском крае, к примеру, нет никаких — ни социальных, ни экономических, ни политических предпосылок и вызовов для дальнейшей либерализации принятых как на федеральном, так и на краевом уровне избирательных законов. Нет ответственной и содержательной (конструктивной) оппозиции нынешнему порядку власти. Политические партии (включая «ЕР»), действующие в регионе, не имеют губернаторских амбиций и реально конкурентоспособных претендентов-челленджеров в противовес инкубменту вряд ли выдвинут. Во всяком случае, в крае обсуждаются лишь тактические шаги действующего губернатора, а все прочие номинанты упоминаются в качестве его персонального контекста.

Если говорить откровенно, в регионе нет широкого социального запроса на демократизацию и расширение избирательных процедур. А кандидат от власти и при нынешнем избирательном кодексе, и с учетом легкой его косметической либерализации, предлагаемой Бадовским в качестве «легитимизационного рецепта», получает изначально солидный гандикап. Не потому что власть сильна, а слабы ее оппоненты. Ослабление же власти нисколько не усилит оппозицию.

Считаю, что предложения г-на Бадовского не актуальны ни в политическом, ни в социальном отношении, и будут способствовать ослаблению власти в регионах. Они представляют интерес исключительно для политтехнологического сообщества (в первую очередь, его федеральной части ), вполне осязаемый в разведении избирательных кампаний по срокам или повышении соревновательности в муниципальном сегмента выборной кампании. А направлены эти предложения на капитализацию выборов, избирательных кампаний, а, следовательно, и на повышение рентабельности политтехнологических услуг. Эти предложения не имеют практического значения ни для политических практиков-акторов, ни для электората. Вряд ли эти предложения поддержит большинство «ЕР» в регионах. В Алтайском крае «ЕР» ничего про них не знает и не готово их обсуждать. Как заявили и о неготовности комментировать «доклад» в крайизбиркоме. Другие политические партии абсолютно индифферентны к предлагаемым Бадовским новациям.

Для Алтайского края, уже внесшего этим летом все необходимые изменения и дополнения в региональный Избирательный кодекс, были бы крайне нежелательны какие-либо существенные корректировки, к тому же имеющие мало практического смысла. Ведь, как отмечают многие наблюдатели (и с ними трудно не согласиться), избирательная кампания в формате операции «Губернатор» в крае фактически уже началась. Напомню, срок полномочий губернатора Карлин истекает в 2014 году.

Считаю «план Бадовского» неактуальным, а в некоторых тезисах – вредным и опасным. К примеру, в части инициативы о введении т.н. «муниципальных праймериз», которые могут дестабилизировать политическую, социальную и экономическую ситуацию в сельской местности, где на Алтае проживает больше половины населения, где находится одно из самых больших в России число муниципальных районов, грандиозные масштабы территории с очень сложной инфраструктурой.

Иметь значение и представлять интерес могут только введение запрета на отзыв подписи, увеличение продолжительности избирательной кампании. Последнее особо актуально для обладающего значительной территорией регионов, в т. ч. и Алтайского края. Но это технический аспект, который вполне в компетенции региональной власти. Если полномочий не хватает, то ими надо регионы наделить. Вот и все. Что же касается консультаций главы государства с претендентами, то, считаю, право президента их проводить в удобных для него форматах и алгоритмах, если он сочтет эту процедуру необходимой. Особые модели для отдельных регионов – считаю опасным прецедентом и нарушением принципа равенства всех субъектов РФ. Во всяком случае, для «особой модели» нужно чрезвычайно веские основания. Таковых, по моему убеждению, нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: