Особые модели для отдельных регионов – считаю опасным прецедентом и нарушением принципа равенства всех субъектов РФ
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Артем Кудинов:
— Не считаю обоснованным осуществление выдвинутых предложений по ряду причин. В Алтайском крае, к примеру, нет никаких — ни социальных, ни экономических, ни политических предпосылок и вызовов для дальнейшей либерализации принятых как на федеральном, так и на краевом уровне избирательных законов. Нет ответственной и содержательной (конструктивной) оппозиции нынешнему порядку власти. Политические партии (включая «ЕР»), действующие в регионе, не имеют губернаторских амбиций и реально конкурентоспособных претендентов-челленджеров в противовес инкубменту вряд ли выдвинут. Во всяком случае, в крае обсуждаются лишь тактические шаги действующего губернатора, а все прочие номинанты упоминаются в качестве его персонального контекста.
Если говорить откровенно, в регионе нет широкого социального запроса на демократизацию и расширение избирательных процедур. А кандидат от власти и при нынешнем избирательном кодексе, и с учетом легкой его косметической либерализации, предлагаемой Бадовским в качестве «легитимизационного рецепта», получает изначально солидный гандикап. Не потому что власть сильна, а слабы ее оппоненты. Ослабление же власти нисколько не усилит оппозицию.
Считаю, что предложения г-на Бадовского не актуальны ни в политическом, ни в социальном отношении, и будут способствовать ослаблению власти в регионах. Они представляют интерес исключительно для политтехнологического сообщества (в первую очередь, его федеральной части ), вполне осязаемый в разведении избирательных кампаний по срокам или повышении соревновательности в муниципальном сегмента выборной кампании. А направлены эти предложения на капитализацию выборов, избирательных кампаний, а, следовательно, и на повышение рентабельности политтехнологических услуг. Эти предложения не имеют практического значения ни для политических практиков-акторов, ни для электората. Вряд ли эти предложения поддержит большинство «ЕР» в регионах. В Алтайском крае «ЕР» ничего про них не знает и не готово их обсуждать. Как заявили и о неготовности комментировать «доклад» в крайизбиркоме. Другие политические партии абсолютно индифферентны к предлагаемым Бадовским новациям.
Для Алтайского края, уже внесшего этим летом все необходимые изменения и дополнения в региональный Избирательный кодекс, были бы крайне нежелательны какие-либо существенные корректировки, к тому же имеющие мало практического смысла. Ведь, как отмечают многие наблюдатели (и с ними трудно не согласиться), избирательная кампания в формате операции «Губернатор» в крае фактически уже началась. Напомню, срок полномочий губернатора Карлин истекает в 2014 году.
Считаю «план Бадовского» неактуальным, а в некоторых тезисах – вредным и опасным. К примеру, в части инициативы о введении т.н. «муниципальных праймериз», которые могут дестабилизировать политическую, социальную и экономическую ситуацию в сельской местности, где на Алтае проживает больше половины населения, где находится одно из самых больших в России число муниципальных районов, грандиозные масштабы территории с очень сложной инфраструктурой.
Иметь значение и представлять интерес могут только введение запрета на отзыв подписи, увеличение продолжительности избирательной кампании. Последнее особо актуально для обладающего значительной территорией регионов, в т. ч. и Алтайского края. Но это технический аспект, который вполне в компетенции региональной власти. Если полномочий не хватает, то ими надо регионы наделить. Вот и все. Что же касается консультаций главы государства с претендентами, то, считаю, право президента их проводить в удобных для него форматах и алгоритмах, если он сочтет эту процедуру необходимой. Особые модели для отдельных регионов – считаю опасным прецедентом и нарушением принципа равенства всех субъектов РФ. Во всяком случае, для «особой модели» нужно чрезвычайно веские основания. Таковых, по моему убеждению, нет.
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Артем Кудинов:
— Не считаю обоснованным осуществление выдвинутых предложений по ряду причин. В Алтайском крае, к примеру, нет никаких — ни социальных, ни экономических, ни политических предпосылок и вызовов для дальнейшей либерализации принятых как на федеральном, так и на краевом уровне избирательных законов. Нет ответственной и содержательной (конструктивной) оппозиции нынешнему порядку власти. Политические партии (включая «ЕР»), действующие в регионе, не имеют губернаторских амбиций и реально конкурентоспособных претендентов-челленджеров в противовес инкубменту вряд ли выдвинут. Во всяком случае, в крае обсуждаются лишь тактические шаги действующего губернатора, а все прочие номинанты упоминаются в качестве его персонального контекста.
Если говорить откровенно, в регионе нет широкого социального запроса на демократизацию и расширение избирательных процедур. А кандидат от власти и при нынешнем избирательном кодексе, и с учетом легкой его косметической либерализации, предлагаемой Бадовским в качестве «легитимизационного рецепта», получает изначально солидный гандикап. Не потому что власть сильна, а слабы ее оппоненты. Ослабление же власти нисколько не усилит оппозицию.
Считаю, что предложения г-на Бадовского не актуальны ни в политическом, ни в социальном отношении, и будут способствовать ослаблению власти в регионах. Они представляют интерес исключительно для политтехнологического сообщества (в первую очередь, его федеральной части ), вполне осязаемый в разведении избирательных кампаний по срокам или повышении соревновательности в муниципальном сегмента выборной кампании. А направлены эти предложения на капитализацию выборов, избирательных кампаний, а, следовательно, и на повышение рентабельности политтехнологических услуг. Эти предложения не имеют практического значения ни для политических практиков-акторов, ни для электората. Вряд ли эти предложения поддержит большинство «ЕР» в регионах. В Алтайском крае «ЕР» ничего про них не знает и не готово их обсуждать. Как заявили и о неготовности комментировать «доклад» в крайизбиркоме. Другие политические партии абсолютно индифферентны к предлагаемым Бадовским новациям.
Для Алтайского края, уже внесшего этим летом все необходимые изменения и дополнения в региональный Избирательный кодекс, были бы крайне нежелательны какие-либо существенные корректировки, к тому же имеющие мало практического смысла. Ведь, как отмечают многие наблюдатели (и с ними трудно не согласиться), избирательная кампания в формате операции «Губернатор» в крае фактически уже началась. Напомню, срок полномочий губернатора Карлин истекает в 2014 году.
Считаю «план Бадовского» неактуальным, а в некоторых тезисах – вредным и опасным. К примеру, в части инициативы о введении т.н. «муниципальных праймериз», которые могут дестабилизировать политическую, социальную и экономическую ситуацию в сельской местности, где на Алтае проживает больше половины населения, где находится одно из самых больших в России число муниципальных районов, грандиозные масштабы территории с очень сложной инфраструктурой.
Иметь значение и представлять интерес могут только введение запрета на отзыв подписи, увеличение продолжительности избирательной кампании. Последнее особо актуально для обладающего значительной территорией регионов, в т. ч. и Алтайского края. Но это технический аспект, который вполне в компетенции региональной власти. Если полномочий не хватает, то ими надо регионы наделить. Вот и все. Что же касается консультаций главы государства с претендентами, то, считаю, право президента их проводить в удобных для него форматах и алгоритмах, если он сочтет эту процедуру необходимой. Особые модели для отдельных регионов – считаю опасным прецедентом и нарушением принципа равенства всех субъектов РФ. Во всяком случае, для «особой модели» нужно чрезвычайно веские основания. Таковых, по моему убеждению, нет.