Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в мае 2022 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Ответом на патерналистский общественный запрос, усилившийся на фоне санкционного кризиса, становится особое внимание центра к социальной политике. Так, по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам социальной поддержки граждан Владимир Путин дал поручение комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» совместно с Агентством стратегических инициатив обобщить лучшие региональные практики в сфере работы с многодетными семьями. Показательно особое внимание как президента, так и главы профильной комиссии Госсовета, губернатора Новгородской области Андрея Никитина, выступившего с докладом на заседании, к социальным контрактам — в качестве меры, позволяющей повысить благосостояние граждан в долгосрочной перспективе (в том числе в сочетании с выдачей льготных кредитов для открытия бизнеса, развития агростартапов и сельской ипотекой). Вероятно, тема применения соцконтрактов закрепилась теперь в федеральной повестке (например, будет упомянута в послании президента). Может возрасти и внимание Кремля к эффективности применения соцконтрактов при оценке работы руководства регионов.
2.Внимание руководства страны к внешнеполитическим вызовам не отменяет регулярной работы по реагированию на чрезвычайные ситуации. Заметным стало проведение под председательством президента совещания по вопросам борьбы с пожарами в ряде регионов. Хотя ключевыми темами мероприятия стали методы повышения эффективности работы профильных служб, а также социальной защиты граждан, пострадавших от стихийных бедствий, были затронуты и вопросы корректировки мер градостроительной политики и землепользования. Уже в перспективе лета-осени 2022 года это может привести к значительной активизации выявления федеральными ведомствами нарушений в сфере лесного хозяйства, что может затронуть прежде всего дальневосточные, сибирские и часть уральских регионов.
3.Вероятно, федеральный центр во второй половине 2022-2023 годах уделит дополнительное внимание региональным программам и инициативам подготовки кадров. В этом смысле знаковым может быть заявление первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко в ходе посещения фестиваля «Российская студенческая весна» в Самарской области по поводу подготовки антикризисных управленцев в регионах (ряд предложений в этой сфере высказали представители центра «Таволга», действующего под эгидой губернатора Дмитрия Азарова) и идеи объединения на уровне субъектов Федерации участников различных проектов на платформе «Россия – страна возможностей». Вероятно, продвижение таких программ в более долгосрочной перспективе может привести к появлению новых регионов-«доноров кадров», в том числе для команд губернаторов, работающих за пределами этих субъектов Федерации.
4.Сохраняется тренд на поощрение активности глав регионов по укреплению связей с инвесторами из государств, не поддержавших санкционную политику в отношении России. Среди подобных событий в мае – рабочая поездка главы Челябинской области Алексея Текслера в Иран и проведение в Улан-Удэ (Бурятия) форума «Россия-Монголия. Партнерство в новой реальности». Возможно, в будущем подобная работа глав регионов (скорее всего, наиболее интенсивной она будет у глав приграничных территорий или субъектов, отличающихся устойчивыми связями со странами мусульманской культуры – как в случае Чечни и Татарстана) может стать дополнительным фактором перехода управленцев, наиболее эффективно решавших подобные задачи, в федеральные ведомства.
В июне-июле 2022 года можно ожидать принятия федеральным центром дополнительных мер по поощрению участия регионов в проведении восстановительных работ на Донбассе; активизации взаимодействия между центром и наиболее экономическими развитыми регионами в выработке мер по сохранению промышленного потенциала в условиях санкций (среди резонансных событий мая – заявление мэра столицы Сергея Собянина о переходе на баланс города завода «Рено» и возобновлении производства автомобилей под историческим брендом «Москвич»); сохранения внимания к Арктической зоне, включая реализацию ранее анонсированных для таких регионов инфраструктурных проектов (заметны ряд поручений президента в этой сфере, подписанных в мае 2022 года).
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты.
Три сценария работы с элитами для врио губернаторов
Изменения внутриэлитного баланса в ближайшей перспективе можно ожидать в регионах, где в мае 2022 года прошли отставки губернаторов. В зависимости от специфики каждого из этих субъектов реализуются разные сценарии взаимодействия вновь назначенных врио губернаторов с региональными элитами.
Сценарий 1. Работа команды врио губернатора по укреплению собственного влияния на фоне усиления контроля за муниципальными элитами. Подобная ситуация может сложиться в Саратовской области после назначения на пост врио губернатора Романа Бусаргина. Показательно обращение депутатов облдумы, предложивших передать региональной администрации часть полномочий Саратова и Энгельсского района в сфере градостроительной политики и земельных отношений, а также жесткую критику со стороны Бусаргина в адрес администрации города Энгельс в связи с состоянием канализации в одном из домов. Хотя специфика региона не предполагает существенных электоральных рисков для врио губернатора в ходе избирательной кампании, не исключен рост интенсивности информационных атак против него в перспективе ближайших месяцев.
Сценарий 2. Осторожная кадровая политика, не исключающая перспективы проведения ротаций и элитных конфликтов. Так, хотя на первом совещании в качестве врио губернатора Кировской области Александр Соколов отметил, что «все члены правительства и руководители органов исполнительной власти продолжат работу в прежнем составе», не исключено, что подобные ротации произойдут раньше — в том числе с целью снижения протестных настроений в регионе. По-прежнему популярны прогнозы о возможной отставке регионального премьера Александра Чурина — одного из ключевых объектов критики со стороны представителей регионального отделения КПРФ. При этом обсуждение перспектив перестановок в региональном правительстве может вести к активизации взаимных информационных атак между группами местных элит, что может как создать дополнительное пространство для маневра для врио губернатора, так и вынудить его вступать с группами элиты в жесткие конфликты.
Не исключено, что схожий сценарий (при очевидных различиях во внутриэлитной структуре и экономической специфике субъектов) может реализоваться в Рязанской области, где заметные в региональном информационном пространстве медиа-ресурсы уже подвергли врио губернатора Павла Малкова критике за осторожный подход к кадровой политике и нежелание проводить масштабные быстрые ротации в региональном правительстве.
Сценарий 3. Строительство вокруг врио губернатора сложных внутриэлитных коалиций в регионе с протестным потенциалом, сопровождающееся значительными рисками обострения конфликтов с элитами. Подобный сценарий реализуется в Томской области с задействованием института предварительного голосования «Единой России». В число участников губернаторских праймериз по этому региону, кроме врио главы области Владимира Мазура, вошли член Совета Федерации и экс-губернатор Виктор Кресс, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Виктор Рулевский и гендиректор Томского электромеханического завода Иван Пушкарев. Фактически на площадке «Единой России» создаются возможности для публичного диалога врио губернатора с рядом ключевых внутриэлитных игроков. Тем не менее для врио губернатора сохраняются вызовы, прежде всего связанные с протестной средой и активностью оппозиционных политиков в областном центре.
Аналогичный подход может быть реализован в Марий Эл. Врио главы республики Юрий Зайцев также уделяет внимание публичным контактам с региональными элитами (можно отметить, например, его встречу с гендиректором «Марийского машиностроительного завода» Борисом Ефремовым), при этом пока более явный акцент был сделан не на публичные коалиции, а на возможность активной работы с колеблющейся аудиторией. Вероятно, с такой же тактикой по расширению собственной базы поддержки в протестном регионе были связаны и поправки в избирательное законодательство республики, позволяющие участвовать в выборах главы субъекта самовыдвиженцам.
Важным фактором, влияющим на внутриэлитную ситуацию в регионах, где должны состояться выборы в заксобрания и представительные органы ключевых муниципальных образований, стали праймериз «Единой России». Значительный интерес общественности к их проведению (для участия зарегистрировалось около 12% от общего числа избирателей в предвыборных регионах) усиливает их значение для кадрового обновления депутатского корпуса – в том числе в регионах, где губернаторы занимают свой пост первый срок. Случаи, когда влиятельные региональные игроки не смогли добиться лидерских позиций по итогам праймериз (например, при отборе кандидатов для выдвижения по партийным спискам в Северной Осетии только 125-е место занял спикер регионального парламента Алексей Мачнев, работавший на этом посту с 2012 года), могут усиливать позиции новых глав регионов в диалоге с местными элитами. В период до официального выдвижения кандидатов от партии можно ожидать активизации внутриэлитных переговоров, в том числе, со стороны ресурсных кандидатов, чье выдвижение оказалось под вопросом в связи с результатами на праймериз. В итоге, это будет вести к укреплению роли «Единой России» как одной из ключевых площадок по разрешению внутриэлитных противоречий в регионах.
3.Переспективы отставок в губернаторском корпусе: прогноз АПЭК
В мае покинули свои посты губернаторы, высокая вероятность отставок которых в 2022 году прямо прогнозировалась в материалах АПЭК: глава Саратовской области Валерий Радаев, руководитель Томской области Сергей Жвачкин, глава Марий Эл Александр Евстифеев, губернатор Кировской области Игорь Васильев, а также губернатор Рязанской области Николай Любимов.
В случае очень значительных проблем в текущей деятельности глав регионов (например, в оказания помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях), резонансных антикоррупционных расследований или пакетных перестановок в губернаторском корпусе нельзя полностью исключать ротаций и в летний период (можно вспомнить, например, как замена глав ряда регионов состоялась в конце июля 2017 года). Тем не менее более ожидаемо проведение ротаций в конце сентября-октябре 2022 и в первые месяцы 2023 года. АПЭК оценивает вероятность таких решений в отношении ряда глав регионов, которые традиционно рассматриваются медийной и экспертной средой в рамках обсуждения возможных ротаций в перспективе ближайшего года.
Вероятные кандидаты на замену — главы регионов, полномочия которых истекают до следующего Единого дня голосования, а позиции воспринимаются как наиболее уязвимые, а также губернаторы, неоднократно оказывавшиеся в центре длительных внутриэлитных конфликтов или масштабных информационных атак.
Губернатор, возглавляемый им регион | Факторы, повышающие вероятность досрочной отставки
|
Факторы устойчивости позиций |
Клычков Андрей Евгеньевич, Орловская область | Критики А.Клычкова, как правило, акцентируют внимание на сюжетах региональной политики, получивших негативный резонанс – расследовании в отношении мэра Орла Юрия Парахина (против него было возбуждено уголовное дело по статьям о халатности и злоупотреблении должностными полномочиями) или затянувшаяся реконструкция Красного моста через Оку (в сентябре 2021 года гендиректор проводившего данные работы «Ремспецмоста» был задержан по подозрению в растрате более 179 млн рублей при реализации данного проекта).
Сам А.Клычков неоднократно подвергался критике со стороны ряда федеральных СМИ и экспертов, что еще раз подчеркивает активность лоббистских групп, выступающих за его отставку.
После ухода с поста главы региона в 2009 году Егора Строева в Орловской области сменилось 3 губернатора и ни один из них пока не работал на этом посту более 1 срока.
Полномочия А.Клычкова истекают в 2023 году, поэтому осенью 2022 года информация о приближении его отставки, скорее всего, снова будет распространяться более активно.
|
А.Клычков не перешел в Госдуму ни в сентябре 2021 года, ни в 2022 году, когда освободился мандат Валерия Рашкина (ранее распространялась информация о том, что этот мандат может быть передан именно нынешнему орловскому губернатору).
Федеральные власти демонстрируют поддержку реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе. Так, глава правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 1 млрд рублей на реконструкцию инфраструктуры расположенного в области аэропорта Южный.
Тем не менее предварительно вероятность досрочной отставки А.Клычкова – выше средней. Не исключено, что окончательное решение по вопросу о целесообразности такой замены будет принято в первые месяцы 2023 года. |
Коновалов Валентин Олегович, Республика Хакасия | Деятельность главы республики традиционно сопровождается интенсивной критикой со стороны как ряда региональных, так и федеральных СМИ. В частности, весной 2022 года поводом для подобных негативных публикаций стали проблемы региона, связанные с вывозом бытовых отходов.
Кроме того, избрание В.Коновалова на этот пост на протестной волне в 2018 года по-прежнему остается фактором сохранения недоверия к нему со стороны федерального центра.
Срок полномочий истекает в 2023 году.
|
Вероятность отставки В.Коновалова до лета 2023 года высока. В случае отсутствия новых негативных информационных поводов с федеральным резонансом, связанных с ситуацией в республике, это кадровое решение может быть отложено.
В случае крупных эксцессов или чрезвычайных ситуаций в регионе замена Коновалова возможна осенью 2022 года, при их отсутствии федеральный центр может провести подобные ротации и весной 2023 года (в таком случае новый врио главы республики не столкнется в первые же месяцы своей работы с рядом острых региональных проблем, связанных, например, с проведением отопительного сезона).
|
Паслер Денис Владимирович, Оренбургская область | Губернаторские полномочия Д.Паслера истекают только в 2024 году.
Команда губернатора, включая городскую администрацию, постоянно находится в фокусе внимания различных силовых структур.
С деятельностью региональных властей и руководства ключевых муниципальных образований неоднократно были связаны негативные публикации, в т.ч. в федеральных СМИ. Среди подобных сюжетов, обсуждавшихся в мае 2022 года, – снос исторического особняка (дома «Пять ангелов») в Оренбурге.
Регион является электорально значимым в президентской кампании (по данным на начало 2022 года здесь проживало более 1,9 млн. человек). Таким образом, у центра появляются дополнительные стимулы провести перестановки в руководстве области до старта президентских выборов.
|
Вероятность отставки Д. Паслера до лета 2023 года — выше средней. При этом нельзя исключать сценария, при котором смена главы Оренбургской области произойдет осенью 2023 года, то есть непосредственно в преддверии президентской кампании, когда такой шаг позволит продемонстрировать курс на обновление региональной власти. При этом у врио главы региона будет меньше шансов набрать значительный антирейтинг до очередных выборов главы государства в 2024 году.
|
Уйба Владимир Викторович, Республика Коми | Негативные информационные поводы для В.Уйбы создают новые публичные конфликты с оппонентами в регионе. Так, в мае 2022 года после резких публичных заявлений главы республики в адрес депутата Госдумы от региона Олега Михайлова (КПРФ) он подал иск против губернатора.
Длительный период формирования нового состава правительства региона (предыдущий его состав был отправлен в отставку в январе 2022 года, а новый окончательно сформирован в апреле) также может свидетельствовать о сохранении сложной внутриэлитной ситуации в республике.
Можно ожидать продолжения резонансных внутриэлитных конфликтов в регионе.
|
Срок полномочи главы региона истекает только в 2025 году. Население республики составляло на начало 2022 года около 803 000 человек: его вряд ли можно отнести к наиболее электорально значимым в рамках президентской кампании 2024 года. При этом высокий протестный потенциал Коми, скорее всего, сохранится — как минимум на ближайшую перспективу после смены руководителя.
Вероятность отставки главы республики до лета 2023 года остается выше средней. Тем не менее ротации в руководстве региона не исключены и осенью 2023 года, незадолго до старта президентской кампании.
|
Усс Александр Викторович, Красноярский край | Действующий глава Красноярского края подвергался критике в связи с экологическими проблемами региона (в частности, в связи с объемами вредных выбросов), недостаточно эффективным, по мнению оппонентов, реагированием на акции социального протеста (среди недавних информационных поводов — забастовка сотрудников одной из порядных организаций, ведущих работы на золотоносном месторождении Благодатное в поселке Еруда); темой претензий к Уссу неоднократно становилась проблема природных пожаров.
Также стоит учесть, что с учетом существующих кадровых трендов А.Усс уже сейчас является весьма возрастным губернатором (к моменту следующих губернаторских выборов в сентябре 2023 года ему должно исполниться 68 лет), что может стат значительной естественной проблемой для сохранения им поста.
|
Многие проблемы региона (например, в экологической сфере) носят затяжной характер — возможный преемник А.Усса также столкнется с факторами, повышающими его уязвимость для информационных атак.
Опыт работы в регионе Виктора Толоконского (карьера которого была связана с Новосибирской областью) может стать одним из аргументов против назначения в Красноярский край губернатора-«варяга» — или максимально тщательного отбора кадров для реализации такого решения.
Вероятность досрочной отставки А.Усса – выше средней. Показательно, что назначение самого А.Усса на пост врио губернатора состоялось в конце сентября 2017 года. Сценарий со сменой губернатора осенью 2022 года также позволил бы врио главы края провести более основательную подготовку к избирательной кампании. Тем не менее поиск приемлемой кандидатуры для такого сложного региона представляет собой значительную проблему.
|
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Перестановки в губернаторском корпусе и на муниципальном уровне, военная спецоперация на Украине, реализация инфраструктурных и инвестпроектов, информационные и протестные кампании входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в мае 2022 года.
Входят в число фигурантов рейтинга врио глав регионов, назначенные на должности в мае 2022 года: врио губернатора Кировской области Александр Соколов (61-е место), врио главы Саратовской области Роман Бусаргин (62-е место), врио губернатора Томской области Владимир Мазур (67-е место), врио главы Марий Эл Юрий Зайцев (74-е место), врио губернатора Рязанской области Павел Малков (80-е место).
Накануне старта избирательных кампаний укрепляются позиции ранее назначенных врио глав регионов. Так, получает дополнительные политические преференции врио губернатора Владимирской области Александр Авдеев (с 56-го на 54-е место) – возможно, после одобрения на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию заявки на получение субъектом части лимита инфраструктурного бюджетного кредита в размере около 1,8 млрд. рублей. Одобрение заявки на получение регионом инфраструктурного бюджетного кредита в размере 0,8 млрд. рублей на дорожное строительство, а также создание новых сетей водоснабжения и водоотведения создает позитивные основания для роста влияния врио губернатора Тамбовской области Максима Егорова (с 68-го на 65-е место). После победы на прямых выборах мэра Рыбинска Дмитрия Рудакова и отставки мэра Ярославля Владимира Волкова несколько усиливаются позиции врио губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 73-го на 71-е место).
После рабочих встреч с Владимиром Путиным восходящий тренд характеризует позиции главы Удмуртии Александра Бречалова (с 30-го на 23-е место), губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 37-го на 34-е место), главы Карелии Артура Парфенчикова (с 55-го на 41-е место, переходит в группу с сильным влиянием). После выступления с докладом на заседании президиума Госсовета под председательством президента по вопросам социальной поддержки граждан усиливается влияние губернатора Новгородской области Андрея Никитина (с 13-го на 11-е место).
Усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 12-го на 10-е место – вероятно, после выдачи Главгосэкспертизой положительных заключений на строительство третьего этапа железнодорожного участка Северного широтного хода, а также подписания Владимиром Путиным поручения о начале в 2022 году работ на всех участках строительства.
Восходящий тренд затрагивает руководителей ряда регионов, граничащих с Украиной, ДНР и ЛНР. Усиливаются на этом фоне губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков (с 22-го на 16-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), глава Курской области Роман Старовойт (с 27-го на 24-е место), губернатор Брянской области Александр Богомаз (с 39-го на 33-е место), глава Республики Крым Сергей Аксенов (с 38-го на 37-е место), губернатор Воронежской области Александр Гусев (с 60-го на 53-е место).
Среди глав регионов, ранее затронутых природными пожарами, укрепляются позиции губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (с 25-го на 21-е место), губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 43-го на 39-е место), губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 70-го на 66-е место) и главы Республики Тыва Владислава Ховалыга (с 81-го на 69-е место). При этом нисходящий тренд затрагивает губернатора Омской области Александра Буркова (с 48-го на 51-е место, покидает группу с сильным влиянием). Проблемными для главы Омской области также становятся представленные на совещании с участием представителей Генпрокуратуры сведения, что в регионе зафиксирован наименьший по Сибирскому федеральному округу уровень освоения бюджетных средств по нацпроекту «Образование».
Заявление депутата регионального заксобрания от КПРФ Леонида Васюкевича от имени группы коллег по фракции с высказываниями против военной спецоперации на Украине – проблемная ситуация для губернатора Приморского края Олег Кожемяко (с 16-го на 17-е место). Очевидно жесткое восприятие региональной элитой, медиа и экспертами ежегодного доклада, представленного депутатам заксобрания, становится фактором ослабления позиций губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 23-го на 27-е место).
Протестная кампания в связи с принятием новой редакции Генплана в Геленджике приводит к ослаблению позиций губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 9-го на 13-е место). На фоне забастовки на месторождении Благодатное в поселке Еруда Красноярского края, где ведется добыча золота, покидает группу с сильным влиянием глава региона Александр Усс (с 17-го на 22-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в марте | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,06 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 8,10 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
3 | 3 | 7,93 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
4 | 4 | 7,28 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
5 | 5 | 7,25 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
6 | 7 | 7,18 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
7 | 6 | 6,99 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 | 8 | 6,94 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
9 | 11 | 6,87 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
10 | 12 | 6,83 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
11 | 13 | 6,72 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
12 | 10 | 6,67 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
13 | 9 | 6,64 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
14 | 14 | 6,60 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
15 | 15 | 6,54 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
16 | 22 | 6,49 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
17 | 16 | 6,46 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
18 | 18 | 6,43 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
19 | 19 | 6,41 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
20 | 20 | 6,39 |
Сильное влияние |
|||
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
21 | 25 | 6,36 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
22 | 17 | 6,33 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
23 | 30 | 6,30 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
24 | 27 | 6,28 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
25 | 26 | 6,25 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
26 | 33 | 6,22 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
27 | 23 | 6,20 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
28 | 24 | 6,17 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
29 | 28 | 6,15 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
30 | 40 | 6,14 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
31 | 29 | 6,12 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
32 | 32 | 6,10 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
33 | 39 | 6,09 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
34 | 37 | 6,07 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
35 | 31 | 6,05 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
36 | 36 | 6,02 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
37 | 38 | 6,00 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
38 | 34 | 5,98 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
39 | 43 | 5,97 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
40 | 35 | 5,95 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
41 | 55 | 5,92 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
42 | 42 | 5,91 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
43 | 49 | 5,90 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
44 | 41 | 5,87 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
45 | 52 | 5,82 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
46 | 51 | 5,80 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
47 | 45 | 5,78 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
48 | 44 | 5,73 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
49 | 46 | 5,70 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
50 | 47 | 5,67 |
Среднее влияние |
|||
Бурков Александр Леонидович Губернатор Омской области |
51 | 48 | 5,64 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
52 | 50 | 5,60 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
53 | 60 | 5,55 |
Авдеев Александр Александрович И.о.губернатора Владимирской области |
54 | 56 | 5,47 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
55 | 57 | 5,45 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
56 | 53 | 5,42 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
57 | 59 | 5,40 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
58 | 62 | 5,37 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
59 | 54 | 5,33 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
60 | 58 | 5,29 |
Соколов Александр Валентинович И.о. губернатора Кировской области |
61 | — | 5,25 |
Бусаргин Роман Викторович И.о. губернатора Саратовской области |
62 | — | 5,20 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
63 | 61 | 5,18 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
64 | 63 | 5,12 |
Егоров Максим Борисович И.о. главы администрации Тамбовской области |
65 | 68 | 5,00 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
66 | 70 | 4,96 |
Мазур Владимир Владимирович И.о. губернатора Томской области |
67 | — | 4,90 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
68 | 65 | 4,87 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
69 | 81 | 4,85 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
70 | 64 | 4,82 |
Евраев Михаил Яковлевич И.о. губернатора Ярославской области |
71 | 73 | 4,80 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
72 | 67 | 4,73 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
73 | 66 | 4,58 |
Зайцев Юрий Викторович И.о. главы Республики Марий Эл |
74 | — | 4,53 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
75 | 71 | 4,49 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
76 | 74 | 4,46 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
77 | 77 | 4,42 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
78 | 72 | 4,40 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
79 | 78 | 4,37 |
Малков Павел Викторович И.о. губернатора Рязанской области |
80 | — | 4,35 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
81 | 75 | 4,33 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 | 79 | 4,30 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
83 | 83 | 4,28 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
84 | 82 | 4,22 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
85 | 85 | 4,20 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2022 г.