Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в апреле 2025 года
1. Федеральная политика в отношении регионов
1. Для федерального центра в число ключевых направлений региональной политики по-прежнему входит развитие каналов обратной связи, включая мониторинг реализации нацпроектов. Так, Владимир Путин в ходе заседания Совета законодателей попросил «взять под парламентский контроль» решение подобных задач.
Эта политика способствует дополнительному усилению позиций «Единой России» – с учетом как преобладания ее сторонников в представительных органах властей всех уровней, так и роли партии в обучении депутатского корпуса. Так, в ходе II Всероссийского муниципального форума «Малая Родина – сила России» секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев объявил о создании в регионах филиалов Высшей партийной школы.
Эффективность развития региональных платформ по формированию каналов обратной связи будет оцениваться и учитываться Кремлем – особенно в 2025-2026 годах, в преддверии парламентской кампании. Среди примеров подобных проектов на местах – обсуждение приоритетных проектов для муниципалитетов с учетом мнения жителей в формате «Градсоветов 2.0» по инициативе губернатора Георгия Филимонова в Вологодской области (с 35-го на 34-е место) или предложение главы Тюменской области Александра Моора (7-е место) создать на базе регионального проекта «Боевой кадровый резерв» для участников СВО платформу для интеграции и обсуждения новых инициатив в этой сфере.
2. Дополнительные преимущества по-прежнему могут получить регионы-центры оборонной промышленности. В этом смысле показательна повестка апрельского заседания Военно-промышленной комиссии, в ходе которого президент вновь напомнил о задачах в рамках программы расширения и модернизации мощностей ОПК, в которой участвуют более 400 предприятий.
Владимир Путин отметил необходимость «закончить формирование орбитальной группировки космических аппаратов различного назначения», что создает дополнительные стимулы для поддержки Кремлем регионов, в которых расположены предприятия и научные центры аэрокосмической промышленности, а также более широкого спектра высокотехнологичных производств. Показательно в этом контексте, что развитие производственного потенциала в высокотехнологической сфере было затронуто и в ходе рабочей встречи Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным (1-е место) в начале мая.
Деятельность предприятий ОПК в регионах находится на специальном контроле федерального центра и в работе Совета безопасности. Так, зампред Совбеза и председатель «Единой России» Дмитрий Медведев в апреле 2025 года оценил работу бронетанкового ремонтного завода в ходе своего визита в Краснодарский край.
3. Обсуждение федеральными властями мер по поддержке стройкомплекса в условиях экономических вызовов создает дополнительные возможности для региональных игроков отрасли.
Так, в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам развития инфраструктуры для жизни Владимир Путин поставил задачу «разработать программу временного субсидирования процентной ставки по кредитам для проектного финансирования строительства объектов, прежде всего в малых городах».
Внимание федерального центра к этой сфере может стать дополнительным стимулом для игроков стройкомплекса по продвижению близких им фигур в новый созыв Госдумы в 2026 году для укрепления своего лоббистского потенциала.
4. На фоне активных контактов Кремля с представителями дружественных государств (в преддверии как празднования Дня Победы, так и Петербургского международного экономического форума) развиваются и внешнеэкономические контакты регионов. Среди примеров в апреле – визит в Китай делегации Челябинской области во главе с губернатором Алексеем Текслером (10-е место).
Можно ожидать дальнейшего развития этого тренда в течение лета 2025 года, а также подготовки федеральным центром возможных поощрительных мер для регионов, ведущих наиболее интенсивную работу на этом направлении.
2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1. Одним из ключевых драйверов внутриэлитной перезагрузки в предвыборных регионов в весенний период традиционно остается проведение праймериз «Единой России». По данным руководства партии, в 2025 году для участия в предварительном голосовании зарегистрировались более 21 тыс. кандидатов, в рамках борьбы за выдвижения в заксобрания средний конкурс составил 6, а на уровне муниципальных представительных органов – 5,6 человека на место.
Показателен высокий конкурс в рамках праймериз как в регионах, где недавно состоялась смена губернаторов (например, в Ростовской и Оренбургской областях — в рамках подготовки к муниципальным выборам), так и в тех субъектах, руководители которых занимают свой пост длительное время (яркий пример – Воронежская область, где предстоят выборы в облдуму и городскую думу административного центра).
Расширение внутриэлитной коалиции вокруг партии большинства происходит предвыборных регионах и помимо праймериз. Примечательно прежде всего вступление в «Единую Россию» главы администрации Тамбова Максима Косенкова, ранее состоявшего в партии «Родина», что способствует укреплению позиций врио губернатора Тамбовской области Евгения Первышова (с 47-го на на 45-е место).
2. Фактором, влияющим на внутриэлитный баланс в ряде регионов, остаются антикоррупционные процессы. Наиболее резонансными в апреле-начале мая 2025 года остаются дела экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова и его бывшего первого заместителя Алексея Дедова.
Кроме того, примечательны задержания директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрия Вавринчука и первого замглавы этой структуры Алексея Панкова, а также заместителя мэра Краснодара Всеволода Нетребы. На этом фоне покидает группу с сильным влиянием губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский (с 50-го на 59-е место).
На внутриэлитную ситуацию в ряде регионов Центрального Черноземья может повлиять арест основателя и бывшего гендиректора компании «Русагро» Вадима Мошковича, а также ее бывшего гендиректора Максима Басова. Это создает дополнительные вызовы для руководителя одного из регионов присутствия корпорации, губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 5-го на 6-е место).
В период с мая по сентябрь 2025 года можно ожидать дальнейшего развития тренда на внимание правоохранительных органов к строительной сфере в регионах (в том числе к проектам по обновлению дорожной инфраструктуры), при этом подобные расследования могут касаться и предвыборных субъектов – особенно тех, в которых губернаторы занимают свои должности более одного срока.
3. Переход на одноуровневую систему местного самоуправления в некоторых регионах вызывает противодействие муниципальных элит и инициативных групп. Так, в Красноярском крае жители Тасеевского, Идринского и Новоселовского районов вышли на акции протеста против подобных планов, что приводит к незначительному ослаблению позиций главы региона Михаила Котюкова (с 15-го на 16-е место).
В зоне риска при проведении муниципальных реформ – регионы с протестным потенциалом, что, с одной стороны, будет мотивировать их руководство на реализацию основной части нововведений до старта парламентской кампании 2026 года, с другой – способствовать росту внимания федерального руководства системных оппозиционных партий к ситуации в наиболее уязвимых с этой точки зрения субъектах уже в 2025 году.
Вероятно, в большей степени такое внимание оппозиционных игроков может проявиться к регионам, в которых за внимание протестной среды и местных элит отмечается конкуренция между несколькими политическими силами. Например, как в случае с рядом территорий Севера, Дальнего Востока и Центрального Нечерноземья, где на оппозиционном фланге можно будет ожидать активной конкуренции между КПРФ и ЛДПР.
3. Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды мая-июня 2025 года.
1. Подведение итогов праймериз «Единой России» в конце мая 2025 года приведет к новым шагам партии по выдвижению на первый план публичных фигур, которые должны будут играть наиболее активную роль в ходе ее региональных и муниципальных кампаний. В ряде случаев (прежде всего в южных и ряде индустриальных регионов) ставка ожидаемо может быть сделана на ветеранов СВО. Показательно, например, заявление Владимира Якушева о том, что список партии на выборах в Думу Ростова-на-Дону должен возглавить участник спецоперации Герой России Андрей Манухин. Однако с учетом федерального курса партии на усиление роли муниципальных депутатов не исключено расширение представительства в первых тройках предвыборных списков «Единой России» кандидатов и с таким бэкграундом.
2. В мае-июне 2025 года, в преддверии старта официального выдвижения кандидатов для участия в региональных и муниципальных кампаниях, можно ожидать как активизации политического торга между руководством субъектов и ключевыми оппозиционными игроками, так и роста интенсивности конфликтов внутри региональных отделений оппозиционных партий. Такой тренд будет, в ряде случаев, вести к усилению влияния на региональную политику федерального руководства партий, но в случае наиболее явного перехода конфликтов в региональных отделениях партий в публичную плоскость – создавать для них заметные имиджевые проблемы. При этом в мае-начале июня 2025 года в части протестных регионов оппозиционные игроки продолжат акцентировать внимание на выдвижении наиболее узнаваемых кандидатов и в ходе губернаторских кампаний, что можно рассматривать в контексте их подготовки к парламентской кампании-2026 (яркий пример – анонсирование КПРФ планов выдвижения Сергея Левченко на пост главы Иркутской области).
3. На фоне приближения официального старта избирательных кампаний с высокой вероятностью возрастет внимание ключевых фигур федерального уровня к предвыборным субъектам, что будет расширять лоббистские возможности их руководства. Показателен, например, визит спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в Сыктывкар, что способствовало укреплению позиций врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 45-го на 39-е место). Учитывая, что целый ряд регионов, в которых в 2025 году пройдут выборы в заксобрания, – значимые индустриальные центры, в период с мая по сентябрь можно ожидать также дополнительного внимания к региональной повестке министров федерального правительства, отвечающих за промышленную политику.
4. Одним из ключевых факторов риска для губернаторов в конце весны-летом по-прежнему остаются природные пожары. На этом фоне, например, ослабевают позиции главы Забайкальского края Александра Осипова (с 69-го на 71-е место). При этом, по данным пресс-службы «Авиалесоохраны» на конец апреля 2025 года, вероятность превышения среднемноголетних показателей пожарной опасности в течение мая сохраняется не только в традиционно уязвимых в этом отношении регионах ДФО, СФО и УрФО, но также почти на всей территории ЮФО и СКФО и в ряде субъектов РФ из СЗФО и ЦФО, включая предвыборные. В случае усиления рисков это может мотивировать правительство более активно контролировать проведение противопожарных мероприятий в наиболее уязвимых регионах, усиливая влияние как МЧС, так и различных проверяющих органов (включая Следственный комитет и Генпрокуратуру) на местах.
5. Заметным фактором региональной и локальной политики в конце весеннего и начале летнего сезона может стать активность локальных протестных групп – прежде всего экологических. Вероятно, эта активность в 2025 году будет выше, чем в 2024-м, – на фоне проведения губернаторских кампаний в ряде регионов, где всплески протеста по подобным поводам и в предыдущие годы были более заметными, чем в среднем по стране (как, например, в Свердловской области). В ряде случаев это будет мотивировать губернаторов (в том числе в тех субъектах, где не проходит крупных избирательных кампаний) проявлять серьезное личное внимание к экологическим проблемам. Например, глава ХМАО Руслан Кухарук (18-е место) лично возглавил рабочую группу по проблемам обращения с твердыми коммунальными отходами. Такой тренд может стать дополнительным фактором усиления влияния на региональную политику «Единой России» – с учетом ее роли в сфере мониторинга соблюдения прав граждан на местах и обсуждения законопроектов, затрагивающих экологическую сферу.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в марте | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,77 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
2 | 2 | 7,67 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
3 | 3 | 7,60 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
4 | 4 | 7,43 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
5 | 8 | 6,96 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
6 | 5 | 6,92 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 6 | 6,69 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
8 | 7 | 6,68 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
9 | 13 | 6,64 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
10 | 9 | 6,63 |
Хинштейн Александр Евсеевич Врио губернатора Курской области |
11 | 11 | 6,61 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
12 | 12 | 6,60 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
13 | 14 | 6,58 |
Аксенов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
14 | 10 | 6,55 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
15 | 16 | 6,53 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
16 | 15 | 6,52 |
Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
17 | 18 | 6,51 |
Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
18 | 17 | 6,50 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
19 | 21 | 6,48 |
Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
20 | 19 | 6,47 |
Сильное влияние | |||
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
21 | 20 | 6,45 |
Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
22 | 23 | 6,44 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
23 | 26 | 6,43 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
24 | 24 | 6,42 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
25 | 25 | 6,41 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
26 | 27 | 6,40 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
27 | 30 | 6,38 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
28 | 28 | 6,36 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
29 | 22 | 6,35 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
30 | 31 | 6,34 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
31 | 32 | 6,31 |
Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 32 | 34 | 6,30 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
33 | 29 | 6,28 |
Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
34 | 35 | 6,25 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
35 | 40 | 6,24 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
36 | 37 | 6,23 |
Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 37 | 36 | 6,22 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
38 | 39 | 6,20 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
39 | 45 | 6,19 |
Паслер Денис Владимирович Врио губернатора Свердловской области |
40 | 43 | 6,17 |
Слюсарь Юрий Борисович Врио губернатора Ростовской области |
41 | 41 | 6,16 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
42 | 42 | 6,14 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
43 | 33 | 6,11 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
44 | 38 | 6,09 |
Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
45 | 47 | 6,08 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
46 | 51 | 6,06 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
47 | 54 | 6,05 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево – Черкесской Республики |
48 | 52 | 6,03 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
49 | 46 | 6,02 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
50 | 55 | 6,01 |
Среднее влияние | |||
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
51 | 49 | 6,00 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
52 | 48 | 5,98 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
53 | 44 | 5,97 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
54 | 65 | 5,95 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
55 | 56 | 5,93 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
56 | 53 | 5,92 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
57 | 61 | 5,91 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
58 | 58 | 5,88 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
59 | 50 | 5,87 |
Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
60 | 64 | 5,86 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
61 | 66 | 5,84 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
62 | 71 | 5,83 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
63 | 59 | 5,82 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
64 | 60 | 5,80 |
Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 65 | 57 | 5,79 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
66 | 62 | 5,78 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
67 | 63 | 5,76 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
68 | 85 | 5,75 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
69 | 68 | 5,73 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
70 | 67 | 5,71 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
71 | 69 | 5,70 |
Солнцев Евгений Александрович Врио губернатора Оренбургской области |
72 | — | 5,69 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
73 | 76 | 5,68 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
74 | 73 | 5,67 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
75 | 74 | 5,66 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
76 | 75 | 5,65 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
77 | 82 | 5,64 |
Дронов Александр Валентинович Врио губернатора Новгородской области |
78 | 79 | 5,62 |
Гехт Ирина Альфредовна Врио губернатора Ненецкого автономного округа |
79 | — | 5,61 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
80 | 77 | 5,60 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
81 | 78 | 5,55 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
82 | 84 | 5,53 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
83 | 70 | 5,51 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
84 | 72 | 5,49 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
85 | 83 | 5,46 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
86 | 80 | 5,41 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
87 | 81 | 5,40 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
88 | 86 | 5,37 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
89 | 87 | 5,34 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2025 год.