1. Федеральная политика в отношении регионов

1. Для федерального центра в число ключевых направлений региональной политики по-прежнему входит развитие каналов обратной связи, включая мониторинг реализации нацпроектов. Так, Владимир Путин в ходе заседания Совета законодателей попросил «взять под парламентский контроль» решение подобных задач.

Эта политика способствует дополнительному усилению позиций «Единой России» – с учетом как преобладания ее сторонников в представительных органах властей всех уровней, так и роли партии в обучении депутатского корпуса. Так, в ходе II Всероссийского муниципального форума «Малая Родина – сила России» секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев объявил о создании в регионах филиалов Высшей партийной школы.

Эффективность развития региональных платформ по формированию каналов обратной связи будет оцениваться и учитываться Кремлем – особенно в 2025-2026 годах, в преддверии парламентской кампании. Среди примеров  подобных проектов на местах – обсуждение приоритетных проектов для муниципалитетов с учетом мнения жителей в формате «Градсоветов 2.0» по инициативе губернатора Георгия Филимонова в Вологодской области (с 35-го на 34-е место) или предложение главы Тюменской области Александра Моора (7-е место) создать на базе регионального проекта «Боевой кадровый резерв» для участников СВО платформу для интеграции и обсуждения новых инициатив в этой сфере.

2. Дополнительные преимущества по-прежнему могут получить регионы-центры оборонной промышленности. В этом смысле показательна повестка апрельского заседания Военно-промышленной комиссии, в ходе которого президент вновь напомнил о задачах в рамках программы расширения и модернизации мощностей ОПК, в которой участвуют более 400 предприятий.

Владимир Путин отметил необходимость «закончить формирование орбитальной группировки космических аппаратов различного назначения», что создает дополнительные стимулы для поддержки Кремлем регионов, в которых расположены предприятия и научные центры аэрокосмической промышленности, а также более широкого спектра высокотехнологичных производств. Показательно в этом контексте, что развитие производственного потенциала в высокотехнологической сфере было затронуто и в ходе рабочей встречи Владимира Путина с мэром Москвы Сергеем Собяниным (1-е место) в начале мая.

Деятельность предприятий ОПК в регионах находится на специальном контроле федерального центра и в работе Совета безопасности. Так, зампред Совбеза и председатель «Единой России» Дмитрий Медведев в апреле 2025 года оценил работу бронетанкового ремонтного завода в ходе своего визита в Краснодарский край.

3. Обсуждение федеральными властями мер по поддержке стройкомплекса в условиях экономических вызовов создает дополнительные возможности для региональных игроков отрасли.

Так, в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам развития инфраструктуры для жизни Владимир Путин поставил задачу «разработать программу временного субсидирования процентной ставки по кредитам для проектного финансирования строительства объектов, прежде всего в малых городах».

Внимание федерального центра к этой сфере может стать дополнительным стимулом для игроков стройкомплекса по продвижению близких им фигур в новый созыв Госдумы в 2026 году для укрепления своего лоббистского потенциала.

4. На фоне активных контактов Кремля с представителями дружественных государств (в преддверии как празднования Дня Победы, так и Петербургского международного экономического форума) развиваются и внешнеэкономические контакты регионов. Среди примеров в апреле – визит в Китай делегации Челябинской области во главе с губернатором Алексеем Текслером (10-е место).

Можно ожидать дальнейшего развития этого тренда в течение лета 2025 года, а также подготовки федеральным центром возможных поощрительных мер для регионов, ведущих наиболее интенсивную работу на этом направлении.

2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1. Одним из ключевых драйверов внутриэлитной перезагрузки в предвыборных регионов в весенний период традиционно остается проведение праймериз «Единой России». По данным руководства партии, в 2025 году для участия в предварительном голосовании зарегистрировались более 21 тыс. кандидатов, в рамках борьбы за выдвижения в заксобрания средний конкурс составил 6, а на уровне муниципальных представительных органов – 5,6 человека на место.

Показателен высокий конкурс в рамках праймериз как в регионах, где недавно состоялась смена губернаторов (например, в Ростовской и Оренбургской областях — в рамках подготовки к муниципальным выборам), так и в тех субъектах, руководители которых занимают свой пост длительное время (яркий пример – Воронежская область, где предстоят выборы в облдуму и городскую думу административного центра).

Расширение внутриэлитной коалиции вокруг партии большинства происходит предвыборных регионах и помимо праймериз. Примечательно прежде всего вступление в «Единую Россию» главы администрации Тамбова Максима Косенкова, ранее состоявшего в партии «Родина», что способствует укреплению позиций врио губернатора Тамбовской области Евгения Первышова (с 47-го на на 45-е место).

2. Фактором, влияющим на внутриэлитный баланс в ряде регионов, остаются антикоррупционные процессы. Наиболее резонансными в апреле-начале мая 2025 года остаются дела экс-губернатора Курской области Алексея Смирнова и его бывшего первого заместителя Алексея Дедова.

Кроме того, примечательны  задержания директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрия Вавринчука и первого замглавы этой структуры Алексея Панкова, а также заместителя мэра Краснодара Всеволода Нетребы. На этом фоне покидает группу с сильным влиянием губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский (с 50-го на 59-е место).

На внутриэлитную ситуацию в ряде регионов Центрального Черноземья может повлиять арест основателя и бывшего гендиректора компании «Русагро» Вадима Мошковича, а также ее бывшего гендиректора Максима Басова. Это создает дополнительные вызовы для руководителя одного из регионов присутствия корпорации, губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 5-го на 6-е место).

В период с мая по сентябрь 2025 года можно ожидать дальнейшего развития тренда на внимание правоохранительных органов к строительной сфере в регионах (в том числе к проектам по обновлению дорожной инфраструктуры), при этом подобные расследования могут касаться и предвыборных субъектов – особенно тех, в которых губернаторы занимают свои должности более одного срока.

3. Переход на одноуровневую систему местного самоуправления в некоторых регионах вызывает противодействие муниципальных элит и инициативных групп. Так, в Красноярском крае жители Тасеевского, Идринского и Новоселовского районов вышли на акции протеста против подобных планов, что приводит к незначительному ослаблению позиций главы региона Михаила Котюкова (с 15-го на 16-е место).

В зоне риска при проведении муниципальных реформ – регионы с протестным потенциалом, что, с одной стороны, будет мотивировать их руководство на реализацию основной части нововведений до старта парламентской кампании 2026 года, с другой – способствовать росту внимания федерального руководства системных оппозиционных партий к ситуации в наиболее уязвимых с этой точки зрения субъектах уже в 2025 году.

Вероятно, в большей степени такое внимание оппозиционных игроков может проявиться к регионам, в которых за внимание протестной среды и местных элит отмечается  конкуренция между несколькими политическими силами. Например, как в случае с рядом территорий Севера, Дальнего Востока и Центрального Нечерноземья, где на оппозиционном фланге можно будет ожидать активной конкуренции между КПРФ и ЛДПР.

3. Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды мая-июня 2025 года.

1. Подведение итогов праймериз «Единой России» в конце мая 2025 года приведет к новым шагам партии по выдвижению на первый план публичных фигур, которые должны будут играть наиболее активную роль в ходе ее региональных и муниципальных кампаний. В ряде случаев (прежде всего в южных и ряде индустриальных регионов) ставка ожидаемо может быть сделана на ветеранов СВО. Показательно, например, заявление Владимира Якушева о том, что список партии на выборах в Думу Ростова-на-Дону должен возглавить участник спецоперации Герой России Андрей Манухин. Однако с учетом федерального курса партии на усиление роли муниципальных депутатов не исключено расширение представительства в первых тройках предвыборных списков «Единой России» кандидатов и с таким бэкграундом.

2. В мае-июне 2025 года, в преддверии старта официального выдвижения кандидатов для участия в региональных и муниципальных кампаниях, можно ожидать как активизации политического торга между руководством субъектов и ключевыми оппозиционными игроками, так и роста интенсивности конфликтов внутри региональных отделений оппозиционных партий. Такой тренд будет, в ряде случаев, вести к усилению влияния на региональную политику федерального руководства партий, но в случае наиболее явного перехода конфликтов в региональных отделениях партий в публичную плоскость –  создавать для них заметные имиджевые проблемы. При этом в мае-начале июня 2025 года в части протестных регионов оппозиционные игроки продолжат акцентировать внимание на  выдвижении наиболее узнаваемых кандидатов и в ходе губернаторских кампаний, что можно рассматривать в контексте их подготовки к парламентской кампании-2026 (яркий пример – анонсирование КПРФ планов выдвижения Сергея Левченко на пост главы Иркутской области).

3. На фоне приближения официального старта избирательных кампаний с высокой вероятностью  возрастет внимание ключевых фигур федерального уровня к предвыборным субъектам, что будет расширять лоббистские возможности их руководства. Показателен, например, визит спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в Сыктывкар, что способствовало укреплению позиций врио главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 45-го на 39-е место). Учитывая, что целый ряд регионов, в которых в 2025 году пройдут выборы в заксобрания, – значимые индустриальные центры, в период с мая по сентябрь можно ожидать также дополнительного внимания к региональной повестке министров федерального правительства, отвечающих за промышленную политику.

4. Одним из ключевых факторов риска для губернаторов в конце весны-летом по-прежнему остаются природные пожары. На этом фоне, например, ослабевают позиции главы Забайкальского края Александра Осипова (с 69-го на 71-е место). При этом, по данным пресс-службы «Авиалесоохраны» на конец апреля 2025 года, вероятность превышения среднемноголетних показателей пожарной опасности  в течение мая сохраняется не только в традиционно уязвимых в этом отношении регионах ДФО, СФО и УрФО, но также почти на всей территории ЮФО и СКФО и в ряде субъектов РФ из СЗФО и ЦФО, включая предвыборные. В случае усиления рисков это может мотивировать правительство более активно контролировать проведение противопожарных мероприятий в  наиболее уязвимых регионах, усиливая влияние как МЧС, так и различных проверяющих органов (включая Следственный комитет и Генпрокуратуру) на местах.

5. Заметным фактором региональной и локальной политики в конце весеннего и начале летнего сезона может стать активность локальных протестных групп – прежде всего экологических. Вероятно, эта активность в 2025 году будет выше, чем в 2024-м, – на фоне проведения губернаторских кампаний в ряде регионов, где всплески протеста по подобным поводам и в предыдущие годы были более заметными, чем в среднем по стране (как, например, в Свердловской области). В ряде случаев это будет мотивировать губернаторов (в том числе в тех субъектах, где не проходит крупных избирательных кампаний) проявлять серьезное личное внимание к экологическим проблемам. Например, глава ХМАО Руслан Кухарук (18-е место) лично возглавил рабочую группу по проблемам обращения с твердыми коммунальными отходами. Такой тренд может стать дополнительным фактором усиления влияния на региональную политику «Единой России» – с учетом ее роли в сфере мониторинга соблюдения прав граждан на местах и обсуждения законопроектов, затрагивающих экологическую сферу.

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в марте Средний балл
 Очень сильное влияние      
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва
1 1 9,77
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан
2 2 7,67
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
3 3 7,60
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики
4 4 7,43
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области
5 8 6,96
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
6 5 6,92
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7 6 6,69
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
8 7 6,68
Дрозденко Александр Юрьевич  
Губернатор Ленинградской области
9 13 6,64
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
10 9 6,63
Хинштейн Александр Евсеевич
Врио губернатора Курской области
11 11 6,61
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края
12 12 6,60
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
13 14 6,58
Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым
14 10 6,55
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
15 16 6,53
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
16 15 6,52
Демешин Дмитрий Викторович
Губернатор Хабаровского края
17 18 6,51
Кухарук Руслан Николаевич
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра
18 17 6,50
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
19 21 6,48
Турчак Андрей Анатольевич
Глава Республики Алтай
20 19 6,47
Сильное влияние      
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края
21 20 6,45
Федорищев Вячеслав Андреевич
Губернатор Самарской области
22 23 6,44
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики
23 26 6,43
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области
24 24 6,42
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики
25 25 6,41
Богомаз Александр Васильевич   
Губернатор Брянской области
26 27 6,40
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
27 30 6,38
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
28 28 6,36
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
29 22 6,35
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания
30 31 6,34
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
31 32 6,31
Середюк Илья Владимирович                                Губернатор Кемеровской области 32 34 6,30
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
33 29 6,28
Филимонов Георгий Юрьевич
Губернатор Вологодской области
34 35 6,25
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
35 40 6,24
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
36 37 6,23
Беспрозванных Алексей Сергеевич                  Губернатор Калининградской области 37 36 6,22
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
38 39 6,20
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Врио главы Республики Коми
39 45 6,19
Паслер Денис Владимирович
Врио губернатора Свердловской области
40 43 6,17
Слюсарь Юрий Борисович
Врио губернатора Ростовской области
41 41 6,16
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
42 42 6,14
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области
43 33 6,11
Лимаренко Валерий Игоревич    
Губернатор Сахалинской области
44 38 6,09
Первышов Евгений Алексеевич
Врио главы Тамбовской области
45 47 6,08
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
46 51 6,06
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
47 54 6,05
Темрезов Рашид Бориспиевич 
Глава Карачаево – Черкесской Республики
48 52 6,03
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
49 46 6,02
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
50 55 6,01
 Среднее влияние      
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
51 49 6,00
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
52 48 5,98
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
53 44 5,97
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
54 65 5,95
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
55 56 5,93
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО
56 53 5,92
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
57 61 5,91
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
58 58 5,88
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
59 50 5,87
Костюк Мария Федоровна
Врио губернатора Еврейской автономной области
60 64 5,86
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
61 66 5,84
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
62 71 5,83
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
63 59 5,82
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области
64 60 5,80
Миляев Дмитрий Вячеславович                                 Губернатор Тульской области    65 57 5,79
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
66 62 5,78
Бочаров Андрей Иванович  
Губернатор Волгоградской области
67 63 5,76
Парфенчиков Артур Олегович  
Глава Республики Карелия
68 85 5,75
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
69 68 5,73
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
70 67 5,71
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
71 69 5,70
Солнцев Евгений Александрович
Врио губернатора Оренбургской области
72 5,69
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области
73 76 5,68
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
74 73 5,67
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
75 74 5,66
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области
76 75 5,65
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
77 82 5,64
Дронов Александр Валентинович
Врио губернатора Новгородской области
78 79 5,62
Гехт Ирина Альфредовна
Врио губернатора Ненецкого автономного округа
79 5,61
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
80 77 5,60
Гусев Александр Викторович  
Губернатор Воронежской области  
81 78 5,55
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
82 84 5,53
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области
83 70 5,51
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
84 72 5,49
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
85 83 5,46
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
86 80 5,41
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
87 81 5,40
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
88 86 5,37
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия
89 87 5,34

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2025 год.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: