Задача федерального центра – заставить региональные власти перестать надеяться только на Москву и Кремль
Правительство планирует в следующие три года резко сократить объем дешевых бюджетных кредитов регионам, но при этом увеличить объем дотаций на выравнивание региональных бюджетов, сообщает РБК. За три года регионы получат меньше бюджетных кредитов, чем за 2016 год, – 250 млрд руб. (по 100 млрд в 2017-2018 годах и 50 млрд в 2019 году) против 338 млрд руб. в 2016 году. Ставка по таким кредитам минимальна – 0,1% годовых, но они засчитываются в долг и подлежат возврату. Сокращение бюджетных кредитов компенсируют дополнительными безвозмездными перечислениями. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется увеличить относительно 2016 года на 100 млрд руб. – до 614,6 млрд в 2017 году – и оставить на таком уровне в 2018 и 2019 годах.
У 14 регионов по состоянию на 1 января 2016 года госдолг превышал100% объема их налоговых и неналоговых доходов. Это Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Эти регионы после консультаций с Минфином и ФНС утвердили свои программы оздоровления. За их невыполнение Минфин грозится готовить предложения по инициированию процесса отставки губернаторов.
Александр Гандеев:
— В этом решении Минфина, на мой взгляд, нет ничего неожиданного. Решение лежит в логике последних 10 лет. Именно федеральный Центр выступает той самой «сорокой», которая «этому дала, и этому дала…». В системе, когда большая часть сборов уходит с мест «наверх», а оттуда перераспределяется обратно «вниз», иного решения и не могло быть принято.
Просто, когда мы жили в тучные годы, на финансово-кредитную политику регионов смотрели из Центра более рассеянным взором, можно было позволить себе какие-то «шалости». Теперь же, в условиях кризиса, ситуация изменилась. Ни Минфин, ни федеральный Центр не могут себе позволить отпустить регионы в свободное плавание: накопили долгов – сами и выкручивайтесь.
Любое общество всегда содержит бедных за счет богатых, пожилых за счет молодых, больных за счет здоровых и так далее. Задача Центра сегодня – не просто финансировать свои обязательства в регионах, хотя, конечно, это крайне важно и срыв их исполнения взрывоопасен. Задача федерального Центра – заставить региональные власти перестать надеяться только на Москву и Кремль, что они всегда помогут.
Как говорил барон Мюнхгаузен в известном фильме, «мыслящий человек просто обязан время от времени поднять себя за волосы». Образно говоря, Минфин РФ предлагает именно такую процедуру проделать с губернаторами. Они, губернаторы нулевых и десятых, увы, никогда не управляли территориями в кризисных ситуациях, коими изобиловали 90-е. Тогда «вытаскивать себя за волосы из болота» умел практически каждый глава региона. Сегодня же, если, например, посмотреть данные Счетной палаты РФ, ситуация печальная.
В октябре Счетная палата сообщила об увеличении госдолга почти всех высокодотационных регионов на 26 % за три года с одновременным падением на четверть собственных доходов. Аудиторы Счетной палаты говорят об отсутствии конкретных целей социально-экономического развития данных регионов и механизма их поддержки, а также о проблемах с формированием бюджетов ввиду низкого качества налогового планирования и обеспечения финансового баланса. Поэтому важный аспект в нововведениях Минфина в том, что дотации будут сопровождаться специальными соглашениями, что регионы должны будут разработать и представить меры по оздоровлению финансово-экономической ситуации.
Это своеобразная попытка приучить региональные власти к новому уровню ответственности и самостоятельности. И остается только надеяться, что Минфин предельно серьезно отнесется ко всем планам по оздоровлению, которые будут представлять регионы, что они не окажутся формальными отписками – лишь бы получить дотации, а там хоть трава не расти.
Еще один важный, на мой взгляд, момент в новациях Минфина – предложение за невыполнение планов по оздоровлению ситуации инициировать процесс отставки губернаторов. Это наиболее действенный механизм. Ведь одна из причин, почему сегодня многие регионы угодили в «долговую яму» или скатываются в нее, заключается в том, что действующая власть легко и не задумываясь о последствиях, осуществляла заимствования в банках, ибо отдавать их придется не ей, а тем, кто будет следующим у руля региона. Тут действует порочная практика «умри ты сегодня, а я завтра». Введение же персональной кадровой ответственности для глав регионов означает, что возмездие может настигнуть сегодня, и тогда завтра уже не наступит. Остается надеяться, что президент поддержит эту меру.