Высокий рейтинг Мордовии и Тульской области носит «спортивный» характер
Аналитическое агентство «Смыслография» провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2014 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации.
Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в топ–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Подобная методология позволяет выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом.
Из рейтинга исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Такое решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлеченному в широкую сеть международных связей. Также в рейтинге не учитывались Республика Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.
Лидерами в этом рейтинге за 2014 г. стали Республика Татарстан, Пермский край, Ханты-Мансийский АО, Сахалинская, Самарская и Тульская области, Республика Мордовия.
Андрей Тихонов:
— В описании рейтинга агентство "Смыслография" отмечает узость интереса западных СМИ к российским регионам. Названия российских городов упоминаются, например, в статистике футбольных матчей. В прошлом сезоне футбольные клубы "Мордовия" и "Арсенал" играли во втором по значимости дивизионе отечественного футбола. Их попадание в премьер-лигу и обеспечило Саранску и Туле международную известность. Это, конечно, может послужить хорошим стимулом для губернаторов заботиться о своих футбольных клубах.
То обстоятельство, что составители рейтинга не решились вычеркнуть спортивные мероприятия из индексирования, не только свидетельствует о том, что остальные поводы для западных СМИ куда менее значимы, но и о спаде инвестиций в Россию. Ведь экономические отделы редакций с удовольствием дают информацию об открытии новых совместных производств и разработке месторождений. В последнее время в связи с санкциями и контрсанкциями таких поводов все меньше.
В любом случае упоминание того или иного региона в западных СМИ может служить предметом гордости для их жителей и губернаторов, но не может служить весомым фактором при оценке динамики развития территорий и эффективности управления. Главным показателем успешности региона является не попадание его на страницы западной печати, а рост качества жизни населения и социально-экономические показатели. Про новые школы и больницы в российской провинции The Guardian не напишет, но от этого ценность объектов инфраструктуры ничуть не снизится.