Во многих регионах если не возрождается публичная политика, то точно усиливается конкуренция внутри региональных элит


Главы регионов подводят итоги года, отчитываясь о достижениях в 2017 году и обозначая главные задачи на следующий год. Ранее свои выводы об итогах работы новых врио губернаторов сделали представители АПЭК и НИУ ВШЭ, подготовив Пятый рейтинг эффективности управления в субъектах РФ. По мнению экспертов, замена губернаторов в регионах положительно повлияла на эффективность работы власти.

«РК» также опросил федеральных и региональных политологов об основных трендах в развитии регионов и специфике региональной политики федерального центра в 2017 году.

Андрей Перла:

— Политика федерального центра по отношению к регионам в уходящем году — это во многом кадровая политика. Федеральный центр воздействует на ситуацию в регионах, в том числе тем, что он в любой момент может поменять руководителя. Несмотря на то, что многие из них избраны всеобщим прямым голосованием. Ротация может произойти в случае, если их деятельность по каким-то причинам президента не устраивает (не достигают нужных экономических результатов, если они оказываются втянутыми в различные конфликты). Примеры того, как людей увольняют по причине утраты доверия или в следствие совершенных ими преступлений, достаточно редки. Но все-таки каждый губернатор сегодня постоянно находится под «дамокловым мечом». Это, конечно, стимулирует их более тщательно исполнять поручения президента.

Но, на мой взгляд, российская региональная политика определялась не только кадровой политикой. Свое влияние оказывало уменьшение реальных доходов населения (по данным Росстата Реальные доходы россиян не растут и падают уже 37 месяцев подряд). Как следствие, наблюдался рост закредитованности населения, сокращение потребительского спроса, стагнация, снижение стоимости недвижимости. К сожалению, это один из определяющих факторов российской региональной политики. Сказать, что люди живут в состоянии постоянного кризиса было бы преувеличением, но все-таки мы имеем дело с некоторым ростом социальной напряженности и недовольства, ростом в некоторых регионах задержек с выплатой зарплат. Все это нужно учитывать, понимая, что мы вошли в новый период выборов.

Еще я бы отметил, что во многих регионах, если не возрождается публичная политика, то точно усиливается конкуренция внутри региональных элит. Появляются политические лидеры, которые не занимая официальных позиций, претендуют на подавляющее влияние в своих регионах. Также среди этих лидеров есть фигуры, которые ранее занимали очень значительные должности, например, бывший полпред и бывший губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Также в этой группе лидеров есть и те, кто занимает оппозиционные позиции.

И последнее, но далеко не самое незначительное, что хотел бы отметить — это совершенно новая тенденция по назначению временно исполняющими обязанности губернаторов регионов людей сравнительно молодых, имеющих богатый управленческий опыт, но часто не имеющих опыта публичной политики. Самара в этом смысле счастливое исключение. Потому что врио губернатора Дмитрий Азаров совмещает в себе многие позитивные качества. Его можно отнести к числу молодых технократов, при этом он имеет богатый управленческий опыт. Он избирался мэром миллионного города Самары, работал в федеральном парламенте. Однако многие нынешние губернаторы — это люди, которые имеют управленческий опыт, но не имеют политического (или обладают специфическим политическим опытом), например, глава Удмуртии Александр Бречалов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: