В национальных республиках внедрение так называемых «особых моделей» не только допустимо, но и необходимо.
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал недавно аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%).
Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Петр Ханас:
— Учитывать специфику отдельных российских регионов, безусловно, необходимо. Ведь речь идет не только о культурных и экономических различиях, но и о национальных и конфессиональных, что не менее важно.
Я абсолютно убежден, что в национальных республиках внедрение так называемых «особых моделей» не только допустимо, но и необходимо. Возможно, эти модели должны работать не постоянно, а во время переходного периода. Причем рассматривать ситуацию необходимо конкретно по каждому региону, в этой ситуации требуется индивидуальный подход.
Надо признать, что в ряде регионов следует сохранить механизм «назначаемости», поскольку на некоторых территориях степень электоральной управляемости крайне высока. Именно поэтому лично мне представляется в корне неверным тратить бюджетные средства на так называемые «выборы», ведь их результат, как правило, известен заранее. В ряде республик и явка составляет 90%, и политические предпочтения отличаются редкостным единообразием.
Разные модели для разных регионов – это вполне нормальная практика, ничего предосудительного в ней нет. Например, в США в разных штатах действуют различные избирательные процедуры.