В этом году уровень 70 % долга по отношению к доходам бюджета превысили уже несколько регионов
Госдолг Омской области в 2014 году продолжит расти и с 52% от собственных доходов бюджета приблизится к предельной 70% планке, позволенной законом, заявил губернатор региона Виктор Назаров.
"Объем заемных средств в этом году составлял 52% от доходной базы, то в следующем году мы выйдем на уровень до 70%. Мы сейчас можем ответственно сказать, что это предельные величины, дальше увеличивать наш госдолг мы не сможем", — сказал Назаров в ходе выступления с бюджетным посланием перед депутатами регионального заксобрания.
Губернатор отметил, что намерен начать кропотливую и системную работу по снижению издержек, повышению эффективности и введению жесточайшего режима экономии во всех без исключения министерствах и подведомственных учреждениях. Сэкономленные средства власти предлагают направлять, на обеспечение дополнительных потребностей по "майским" указам президента.
Анализируя состояние экономики региона, губернатор потребовал внимательно изучить все имеющиеся возможные резервы доходов бюджета и найти скрытые резервы. В частности, глава региона намерен просить компетентные федеральные структуры обратить внимание на вопросы, связанные с уплатой налогов.
Владимир Климанов:
— На самом деле, уже в этом году 70 % долга по отношению к собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета превысили уже несколько регионов. Даже есть случаи, по-моему, это республика Мордовия, которая в текущем режиме превышает нормативы, установленные Бюджетным кодексом в части недопущения предельного объема долга в 100 % по отношению к своим доходам. Такая ситуация в разных регионах вызвана, с одной стороны, общими факторами, а с другой стороны, она может носить и индивидуальный характер.
Общие факторы связаны с необходимостью продолжать наращивать расходы даже в условиях падающих доходов бюджета. При этом продолжение роста расходов, действительно, отчасти связано с необходимостью выполнять политически ответственные социальные обязательства. Например, известные указы президента от 7 мая 2012 года, которые рекомендуют регионам стремиться к значимому повышению заработной платы работникам бюджетной сферы.
Помимо каких-то общих причин могут играть роль и частные факторы, которые ведут к увеличению объема госдолга регионов. Здесь можно говорить, например, о резком падении уровня доходов, которые могут быть связаны с уходом из региона крупнейших налогоплательщиков. Кстати такая ситуация как раз и была в Омской области, когда «Сибнефть» перерегистрировала свои предприятия в Санкт-Петербурге и бюджет области резко сократился. Область была вынуждена обращаться к федеральному центру для поддержания сбалансированного бюджета.
Помимо этого могут быть риски падения доходов и в связи с тем, что основным источником доходов регионов является налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. И в случае невыплат данных налогов отдельными крупнейшими налогоплательщиками область тоже может оказаться в весьма сложной ситуации. Это касается и предприятий металлургии, и ряда оборонных предприятий, ведь могут быть колебания в выполнении государственного оборонного заказа. Так что это тоже очень сильно может повлиять на бюджет. Такое мы наблюдаем, например, в Вологодской области, которая во многом зависит от выплат «Северстали», в Саратовской области, где не смотря на диверсификацию экономики, объемы долга уже достигли критического показателя.
Бывают и индивидуальные, совсем неожиданные факторы, которые могут привести к большой задолженности бюджета, вплоть до криминальных. На этот счет, известен пример Московской области, которая попала в весьма высокую долговую зависимость несколько лет назад из-за известных криминальных операций.
Что в этой связи делать региональным властям? Решения могут быть разными. Но известно, что рост долговых обязательств связан с погашением дефицита, который возник. И общий рецепт на будущее ровно тот же: пытаться нарастить доходы и сократить расходы бюджета. Есть еще рецепт, который регионы по-прежнему используют, — это обратиться в федеральный центра с целью реструктуризации долга. Каждый сам выбирает средства. В последнее время Минфин делает много для того, чтобы регионы как можно меньше попадали в такие ситуации, хотя на деле мы сейчас видим, для отельных регионов положение становится все более критическим