Учитель должен как минимум получать среднюю зарплату по региону
Совет законодателей обсудил проблемы обеспечения регионов кадрами в образовании. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что зарплаты у молодых педагогов в регионах очень низкие, а более чем из 1 млн выпускников вузов только 40% устраиваются по профессии. Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин, ссылаясь на данные Счетной палаты, заявлял, что дефицит учителей преимущественно в сельских школах составляет около 30%, а в городских образовательных учреждениях не хватает преподавателей математики, физики и химии. По данным министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в отрасли открыто порядка 20 тыс. вакансий – это около 2% от общего числа педагогов.
Дмитрий Казаков:
– Ситуация с дефицитом учителей свойственна всем регионам без исключения – даже Москве или Подмосковью, более благоприятным местам для работы учителем, где зарплата реально выше. Даже здесь есть кадровый голод.
В каждом регионе сейчас своя зарплата, абсолютное большинство школ финансируется из региональных бюджетов, они сами устанавливают ставки. У нас больше половины регионов, где ставка учителя за 18 часов меньше МРОТ. И преподавателю, чтобы она превышала МРОТ, необходимо набирать много часов, компенсационные выплаты, категории и так далее. Разброс очень большой.
Законодательно определена норма нагрузки 18 часов в неделю, но большинство учителей в школах работают за двоих, троих. Плюс ко всему классное руководство. Надо, конечно, создавать нормальные условия труда и обеспечивать достойную зарплату. То есть за 18 часов учитель должен как минимум получать среднюю зарплату по региону. И вообще надо оказывать на школу меньше давления, максимально не вмешиваться в образовательный процесс, а то у нас куча инициатив – над учителями ставятся эксперименты. В этих условиях работать невозможно. Молодежь приходит работать, через год разочаровывается, а через два – уходит.
Я сам когда-то был участником программы поддержки молодых специалистов в Нижегородской области. Программа была с 2005 по 2016 годы – действительно неплохая: учителей обеспечивали жильем и легковым автомобилем, в ответ они должны были отработать 10 лет. Это был относительно позитивный кейс, но и он закончился в 2016 году.