Строительство в регионах и претензии Генпрокуратуры: идет реальная работа по притирке законодательств разного уровня
Генпрокуратура проверила соответствие нормативных правовых актов в субъектах РФ исчерпывающему перечню процедур (ИПП) в сфере жилищного строительства, и выявила в 2016 году 7 тысяч незаконных нормативных актов в сфере жилищного строительства, возбудила пять уголовных дел, сообщает «Коммерсант».
По факту выявленных за 2016 год нарушений было направлено письмо главе Минстроя Михаилу Меню, в котором среди возможных причин нарушений говорится о недостаточном контроле со стороны региональных властей за выполнением Градостроительного кодекса муниципалитетами. В свою очередь в Минстрое систему контроля считают эффективной.
«Результаты проверок говорят об эффективности системы контроля за соблюдением перечня. Непредусмотренные административные процедуры выявлены в единичных случаях. Проблемы в основном касаются практического прохождения застройщиками разрешительных процедур на уровне муниципальных образований (около 23 тыс. муниципалитетов)», — заявили в пресс-службе Минстроя.
Дмитрий Солонников:
— Взаимоотношение федеральных министерств и региональных структур исполнительной власти, а особенно муниципальных структур, очень тонкая вещь. С одной стороны, государство пытается минимизировать набор нормативных правовых актов в субъектах РФ, в частности в строительной сфере, для чего принимается исчерпывающий перечень процедур (ИПП) в сфере жилищного строительства. Это должно помогать региональному бизнесу, упрощать жизнь рядовых граждан.
Но этот перечень не всегда соответствует действующим правилам, установленным региональными и муниципальными властями, которые считают, что только они разбираются в местной специфике, и лучше знают, как правильнее оформлять документы на подведомственной территории.
И тут наступает другая сторона. Чтобы заставить работать всех по принятым на федеральном уровне процедурам, нужен строгий контроль российских чиновников над местными. При этом как профильных структур исполнительно власти, так и правоохранительных и надзорных органов. То есть растет вмешательство федералов в дела субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые даже не являются органами государственной власти.
Здесь нужен некий баланс. А найти его не всегда легко получается.
И это даже если мы рассматриваем все только с позитивной точки зрения.
А можно предположить ситуацию, когда региональные нормы служат не для учета местной специфики, а являются коррупционно емкими механизмами взимания скрытой ренты. Или проверки контрольных органов проводятся не для выявления реальных злостных правонарушений, а в качестве зарабатывания «палочек» в отчетной ведомости. Больше выявленных нарушений – лучше отчетность – больше премия.
В общем, пока идет реальная работа по притирке законодательств разного уровня. И загнать здесь лошадей также опасно, как и совсем отпустить поводья.