Стоимость любой кампании можно посчитать по правилу «один избиратель – 1 доллар»


В ряде рос­сий­ских ре­ги­о­нов про­шли вы­бо­ры на му­ни­ци­паль­ном уровне: в 22 сто­ли­цах субъ­ек­тов – вы­бо­ры в го­род­ские за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны, а в че­ты­рех круп­ных и сред­них го­ро­дах – вы­бо­ры мэ­ров и глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (в Ан­гар­ске и Че­рем­хо­ве Ир­кут­ской об­ла­сти, Чер­но­гор­ске Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия, Бе­ло­гор­ске Амур­ской об­ла­сти, а та­к­же в Крас­но­ка­мен­ске За­бай­каль­ско­го края).

Рас­хо­ды фе­де­раль­но­го бюд­же­та на про­ве­де­ние до­пол­ни­тель­ных вы­бо­ров в Гос­ду­му по че­ты­рем од­но­ман­дат­ным окру­гам 13 сен­тяб­ря те­ку­ще­го года со­ста­ви­ли око­ло 300 млн руб­лей, со­об­ща­ет ТАСС со ссыл­кой на от­чет ЦИК, ко­то­рый одоб­ри­ла кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ная служ­ба, а позд­нее его утвер­дит ко­мис­сия.

Сергей Смирнов:

— Предварительную стоимость любой предвыборной кампании можно посчитать исходя из старого, известного еще с 1990-х годов правила «один избиратель – 1 доллар», что сегодня трансформируется в «один избиратель – 70 рублей». Соответственно, если в округе 450 тысяч избирателей, то стоимость кампании будет примерно 33 млн рублей. А кто-то умножает на 5 евро и получает 200 млн рублей.

При этом надо учитывать, что округ округу рознь и по размерам, и по инфраструктуре, и по настроениям избирателей, и, что очень важно, по конкурентности. К тому же для кандидата-новичка выборная кампания будет существенно дороже, чем для опытного кандидата, особенно если он уже не первый раз избирается по этому округу и все пять лет своего депутатства активно и эффективно в нем работал.

Помимо этого, для кандидата от власти выборная кампания будет дешевле, чем для кандидата-оппозиционера. Многое зависит и от политтехнолога: одни «любят» широкомасштабные и затратные предвыборные технологии (телевидение, радио, газеты, билборды и так далее), другие работают иначе (я знаю немало политтехнологов, про которых говорят, что у них большие гонорары, но дешевые кампании).

Таким образом, в общем случае можно говорить лишь о неком коридоре затрат. Более точно необходимую сумму затрат относительно верно можно определить, лишь зная округ и участвующих в выборах кандидатов (да и в таком случае она в ходе кампании может еще не раз поменяться).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: