Стоимость любой кампании можно посчитать по правилу «один избиратель – 1 доллар»
В ряде российских регионов прошли выборы на муниципальном уровне: в 22 столицах субъектов – выборы в городские законодательные органы, а в четырех крупных и средних городах – выборы мэров и глав муниципальных образований (в Ангарске и Черемхове Иркутской области, Черногорске Республики Хакасия, Белогорске Амурской области, а также в Краснокаменске Забайкальского края).
Расходы федерального бюджета на проведение дополнительных выборов в Госдуму по четырем одномандатным округам 13 сентября текущего года составили около 300 млн рублей, сообщает ТАСС со ссылкой на отчет ЦИК, который одобрила контрольно-ревизионная служба, а позднее его утвердит комиссия.
Сергей Смирнов:
— Предварительную стоимость любой предвыборной кампании можно посчитать исходя из старого, известного еще с 1990-х годов правила «один избиратель – 1 доллар», что сегодня трансформируется в «один избиратель – 70 рублей». Соответственно, если в округе 450 тысяч избирателей, то стоимость кампании будет примерно 33 млн рублей. А кто-то умножает на 5 евро и получает 200 млн рублей.
При этом надо учитывать, что округ округу рознь и по размерам, и по инфраструктуре, и по настроениям избирателей, и, что очень важно, по конкурентности. К тому же для кандидата-новичка выборная кампания будет существенно дороже, чем для опытного кандидата, особенно если он уже не первый раз избирается по этому округу и все пять лет своего депутатства активно и эффективно в нем работал.
Помимо этого, для кандидата от власти выборная кампания будет дешевле, чем для кандидата-оппозиционера. Многое зависит и от политтехнолога: одни «любят» широкомасштабные и затратные предвыборные технологии (телевидение, радио, газеты, билборды и так далее), другие работают иначе (я знаю немало политтехнологов, про которых говорят, что у них большие гонорары, но дешевые кампании).
Таким образом, в общем случае можно говорить лишь о неком коридоре затрат. Более точно необходимую сумму затрат относительно верно можно определить, лишь зная округ и участвующих в выборах кандидатов (да и в таком случае она в ходе кампании может еще не раз поменяться).