Сейчас тенденция снижения явки на всех уровнях выборов
Кампании по выборам губернаторов и выборам в Мосгордуму выходят на финишную прямую. Активная агитационная кампания в этом году, начавшись рано, быстро завершилась — сразу после регистрации кандидатов. Эксперты Комитета гражданских инициатив пассивность кандидатов связывают с отсутствием конкуренции на предстоящих выборах. Во многих регионах, избирающих губернаторов, избирательная кампания свелась только к косвенной агитации.
Одной из основных проблем приближающихся выборов многие эксперты называют вероятную низкую явку населения. Среди возможных причин — совпадение основной фазы избирательной кампании с сезоном летних отпусков и дач.
Илья Гращенков:
— В принципе, тенденция снижения явки есть сегодня на всех уровнях выборов. Это идет с прошлого года, когда начались реформы, связанные с выборами. В частности – на уровне местного самоуправления было введено слишком большое количество выборов, они там постоянно идут, поэтому у народа стал пропадать интерес. Если раньше выборы были крупные, яркие, то сейчас они заменились большим количеством более мелких и менее интересных. Это отпугнуло людей.
А что касается возвращения губернаторских выборов, то при наличии муниципального фильтра, его не проходят те кандидаты, которые раньше как раз создавали основное условие для высокой явки – это элемент шоу. Были какие-то яркие персонажи, мобилизующие достаточно большую аудиторию, которая раньше выборы просто игнорировала. За счет этих ярких персонажей, явка была достаточно высокой – около 35 %. С этой точки зрения, помимо кандидата, поддержанного властью, остальные кандидаты, которые прошли муниципальный фильтр, а значит были тоже в некотором роде согласованы, ведут достаточно неагрессивную кампанию. Вследствие этого мобилизации людей, игнорирующих выборы, не происходит.
А если говорить о Мосгодуме, то там, скорее всего, будет низкая явка, потому что сейчас очень низкий интерес к дебатам и к агитационной кампании в целом. Прежде всего, это связано с тем, что народ не очень понимает, чем занимается Мосгордума, кандидаты слабоузнаваемы. Не смотря на массированные кампании кандидатов, мобилизовать целые группы обычно пассивных избирателей, вряд ли удастся. Последний раз это удалось сделать, когда в выборах участвовал Навальный.