Реклама и выборы: почему креатив уходит в прошлое
Член Центральной избирательной комиссии РФ Александр Кинёв на встрече с представителями политических партий в Курганской области заявил, что после избирательной кампании вместе с ФАС Центризбирком займется совершенствованием правил политической рекламы, которые не менялись с 2007 года, передает Znak.com.
«В какую область ни приедешь — везде название партий из четырех букв. Спрашиваешь: «Что рекламируете?» Отвечают: «Буквы русского алфавита». Хочется навести в этом деле порядок. Мы провели переговоры в ФАС, вернемся к вопросу совершенствования правил политической рекламы и ответственности за нее после выборов», – подчеркнул представитель ЦИК.
Ранее во многих информагентствах активно писали о том, что в предверии дня предварительного голосования партии «Единая Россия» улицы заполонила бессодержательная агитация. В частности, портал URA.RU, писал о проблемах с политической агитацией в Екатеринбурге.
Есть и разговоры о том, что новые логотипы внепарламентских партий – некачественные продукты, которые скорее отпугнут избирателя, чем промотивируют отдать голос. Критично эксперты оценили новый логотип партии Партия народной свободы «РПР-ПАРНАС», на котором на малиновом фоне человек пытается тонуть рычаг, похожий на чупа-чупс. Нарекания есть и к логотипу «Партии Роста». Синяя стрелка на белом фоне многим показалось простоватой и непонятной.
Ярослав Игнатовский:
— Проблема политической рекламы связана во многом с самими избирательными кампаниями. В последние несколько лет проходили кампании, так называемого референдумного типа с недостаточным уровнем конкуренции. Фактически судьба кампании решалась задолго до дня голосования на уровне внутриэлитных договоренностей. В связи с этим политическая реклама деградировала до примитивного уровня. Мы видим это по наружной рекламе – качество в последние годы стремительно ухудшилось.
Во вторую очередь это связано с нехваткой кадров – дизайнеров, занимающихся политической рекламой мало. Этот рынок практически не пополнялся новыми лицами в последние годы. Поэтому многие дизайнерские решения разрабатывались не профессионалами, а силами исполкомов самих партий. Это хорошо видно по рекламе партии ЛДПР, в меньшей степени КПРФ. У «Единой России» рекламные плакаты тоже часто не содержат в себе ничего нового и креативного.
Не последнюю роль играет предсказуемость результатов во многих кампаниях. Кандидаты и партии просто не считали нужным значительно тратиться на выпуск агитационных материалов. Не тратились они и отчасти потому, что слишком большое количество продукции вызывает некое раздражение у избирателя. Людям не всегда нравится, когда кандидаты завешивают своей рекламной продукцией. Бытовое мнение таково: «лучше б сделал что-то полезное, чем забрасывал тоннами листовок».
Логотип «Партии Роста», который раскритиковали многие эксперты, по моему мнению, элемент такого политического гротеска. Решение не «худшее из худших», но «типа нестандартное». Наверно, в партии решили, что таким образом сумеют к себе привлечь внимание. Да и, похоже, что они сконцентрировали основное внимание на раскрутке своих медийных персонажей. Насколько это эффективная стратегия увидим после выборов.
Что касается логотипа «Парнаса», то этот продукт требует доработки и разработан явно не профессионалами. Приличные специалисты, скорее всего, не хотят работать с партией, поскольку она финансируется из источников «неопределенных», имеет имидж скандальный и не имеет шансов попасть в Госдуму. Отсюда и такой «кустарный» подход к своей кампании. Посмотрим, что это даст внепарламентской партии, но, не думаю, что ожидать стоит чего-то хорошего.