Региональная власть не имеет прямых рычагов влияния на объем собираемых в регионе налогов
По мнению губернатора, та же схема должна распространяться и на крупнейших природопользователей. "Решение о переводе крупных предприятий на налоговый учет в Москву привело к экологической безответственности", — сказал Олег Королев.
Напомним, что в 2013 году из-за замедления темпов роста мирового потребления стали и неблагоприятной ценовой конъюнктуры на 700 млн руб. уменьшаются плановые отчисления "НЛМК" в областную казну от налога на прибыль. В связи с этим дефицит областного бюджета может достичь 4 млрд руб.
Владимир Климанов:
— Конечно, нужно обладать более детальной информацией, чтобы точно охарактеризовать причины заявления губернатора, но в целом существует ситуация, когда крупные налогоплательщики, действительно, стоят на учете не в тех налоговых инспекциях, которые расположены у них в регионе, а обслуживаются специальным управлением по работе с крупными налогоплательщиками Федеральной налоговой службы. Это первая сторона вопроса.
Другая сторона вопроса обусловлена тем, что в последний год было изменено федеральное законодательство в связи с введением понятия «консолидированная группа налогоплательщиков». Это позволило ряду предприятий сдавать единую налоговую отчетность. Это повлекло за собой перераспределение уплаты налогов между региональными бюджетами, например, налога на прибыль.
С другой стороны, вопрос налогового администрирования находится в компетенции именно Федеральной налоговой службы, которая имеет территориальные подразделения всюду по стране. Так что у региональных органов власти, собственно, нет прямых рычагов влиять на объем собираемых в регионе налогов. Существуют только разного рода косвенные инструменты, связанные с дополнительным контролем, который могут осуществлять региональные органы власти. Вряд ли можно говорить о том, что губернатор сможет в явном виде взять под свое наблюдение уплату налогов, используя существующие правовые инструменты.
В то же время есть еще один момент – благодаря соблюдению законодательства о сохранении налоговой тайны, не всегда региональные финансовые органы имеют достоверную и необходимую им информацию для расчета доходов региональных бюджетов. Региональные власти в этом случае ограничены в инструментах планирования доходов и расходов своих бюджетов. Это не может не вызывать определенного беспокойства со стороны субъектов федерации.