Работа на мобилизацию: гарантии для предприятий и риски для потребителей
Для обеспечения военных необходимой экипировкой будут задействованы все мощности легкой промышленности, включая малые предприятия в регионах. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что продукция для армии должна быть современной, удобной и эффективной. Многие предприятия в субъектах Федерации уже переориентировали производство и начали выпускать товары военного назначения. Эксперты между тем перечисляют плюсы и минусы трансформации экономики под нужды СВО.
Сергей Смирнов:
– В условиях ухода из России многих известных брендов одежды у наших производителей освободилась ниша. Чем она будет заполнена? Если производством обмундирования и прочих вещей для участников СВО – это один сюжет с точки зрения наполнения товарного рынка. Если будут производить гражданскую одежду – это другой сюжет для регионального потребительского рынка.
Какие могут быть последствия для предприятия? Если это государственный заказ, есть гарантированный рынок сбыта по определенным ценам, которые будет регулировать государство, чтобы была прибыль у организаций, то это нормально. Точно такая же прибыль может быть и при производстве гражданской одежды. Но другое дело, если возникнет денасыщение товарного рынка – мы не сможем пойти и купить то, что хотим, потому что существенно снизится предложение. А если снизится предложение, то мы попадаем в жернова социалистической экономики – дефицит товаров и рост цен. Это лежит на поверхности.
Если будут введены ограничения на рост цен, чтобы не раздражать народ, то на выходе мы получим систему закрытого распределения – что-то пойдет верхам, что-то – на средний уровень, а остатки выбросят в магазины, где торговый работник станет работником советского образца и будет сидеть на дефиците и распределять среди знакомых. Поэтому то, что говорит Мишустин, – это гарантия для предприятий, а для потребительского рынка это, мягко говоря, не очень.