Программный бюджет обеспечивает более высокую степень прозрачности, упрощает контроль со стороны общественности


Мэр Москвы Сергей Собянин предлагает правительству вернуться к теме баланса доходных источников и расходных обязательств региональных и местных бюджетов. Напомнив о том, что «изменения бюджетного законодательства не раз приводили к снижению доходной базы регионов», он привел в пример ситуацию, сложившуюся в 2010-2012 годах, когда были приняты решения о перераспределении нормативов начисления акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию.

Собянин обратился к правительству с просьбой «вернуться к теме баланса доходных источников и расходных обязательств на региональном и местном уровнях и вести мониторинг этого баланса в постоянном режиме».

Кроме того, мэр уверен, что переход на так называемый «программный бюджет» должен способствовать расширению практики замещения бюджетных ресурсов средствами частных инвесторов. В настоящее время, констатировал Собянин, «особое беспокойство вызывает динамика сокращения доли инвестиционных расходов в региональных бюджетах».

Кирилл Николенко:

— Ценность программно-целевого подхода при подготовке бюджета заключается в том, что органы госвласти вынуждены заниматься не просто установлением бюджетной дисциплины, а «на берегу» определять, на какие однозначные, измеримые (!) показатели заточен принимаемый бюджет.

Ясные показатели, которые и закладываются в программах, являются предпосылкой для того, чтобы исполнительная власть несла ответственность не просто в общем и целом, а по конкретным пунктам и направляла свои усилия на достижение обозначенных целей.

Программный бюджет обеспечивает более высокую степень прозрачности, упрощает контроль со стороны общественности. Правда, сам переход на новую систему не так прост. Недаром консалтинговые структуры не первый год предлагают госструктурам свои проекты для осуществления подобной трансформации.

Если говорить о доходной базе регионов, то этот вопрос — настоящая головная боль. С одной стороны, идеология бюджетного процесса — направление основных поступлений в федеральный бюджет. С другой стороны, дотационность, загруженность кредитами и субсидиями большинства регионов РФ — уже не почва для рисков, а серьезная угроза.

Лично я вижу путь в установлении подлинного бюджетного федерализма. Центральные власти должны получать средства, в основном, на чисто их тематику и под их компетенцию — оборона, правоохранительная деятельность, внешняя политика. Требуется сокращение числа «глобальных» проектов. Но, по моему мнению, такая повестка выйдет на первый план в результате укрепления гражданского общества, которое должно потребовать переориентации бюджетных потоков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: