Проблема поддержки регионов-лидеров традиционна для российской практики


Регионы-доноры оказываются в невыгодном положении при получении средств из федерального бюджета. Об этом сообщил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на заседании правительства РФ. "Регионы, которые прилагают усилия к улучшению своей налоговой базы, трижды наказывают сами себя. Они вкладывают значительные финансовые ресурсы в создание инфраструктурных условий для развития, по мере развития лишались поддержки из федерального бюджета /трансфертов/. А также по регионам ударяет действующее сейчас правило софинансирования различных федеральных программ в зависимости от их бюджетной обеспеченности, что в большой степени убивает желание повышать бюджетную обеспеченность",- сказал калужский губернатор.

"Необходимо стимулировать стремление регионов к развитию экономики, иначе иждивенческие настроения будут процветать", — считает губернатор.

Владимир Климанов:

— Проблема поддержки регионов-лидеров традиционна для нашей российской практики. Дело в том, что расчет дотаций регионам, которые получают трансферты из федерального фонда финансовой поддержки, производят на основании расчета, так называемого индекса налогового потенциала. В свою очередь индекс налогового потенциала отражает возможные доходы регионального бюджета, которые он может получить на основе той экономической базы, которая сложилась в регионе.

Если регион, к примеру, за короткое время увеличивает свою экономическую базу, налоговую базу, тогда соответственно индекс налогового потенциала у него растет и объем финансовой поддержки из федерального центра в среднесрочной перспективе начинает снижаться. Понимая эту проблему, ранее федеральные органы исполнительной власти брали в расчет экономическую базу с некоторым отставанием по времени. То есть для расчетов дотаций использовался индекс налогового потенциала, рассчитанный два года назад. Это давало возможность региональным лидерам проводить ответственную экономическую политику, не боясь за то, что при увеличении налогового потенциала, объем федеральной поддержки в следующем финансовом году снизится.

В 2009 году, когда сложилась кризисная ситуация в российской экономике в целом и особенно в отдельных регионах, данная методика была пересмотрена с точки зрения приближения сроков расчета налоговой базы к реальному времени. В этой связи, данный механизм, позволявший сохранять стимулы для регионов наращивать экономический потенциал, исчез или, по крайней мере, значительно ужался. Это одна сторона проблемы.

Другая сторона проблемы заключается в том, что неоднократно на федеральном уровне звучат идеи поддерживать финансово регионы, которые лидируют по тем или иным экономическим показателям, в том числе в динамике. Но данный механизм служит лишь дополнением к большим объемам распределения федеральной поддержки в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Таким образом, во многом слова калужского губернатора звучат оправданно. Реально действующие инструменты, которые бы стимулировали региональные власти проводить более ответственную политику по наращиванию своего экономического потенциала, пока создавать удается с большим трудом. Тем не менее нельзя сказать, что подобные усилия не предпринимаются. Все-таки год от года такие конкурсы по распределению субсидий лучшим регионам проводятся, и есть надежда, что этот механизм получит более значимую для регионов роль. Потому что такое стимулирование необходимо не только данному региону, но и стране в целом, нужно стремиться возбуждать активность региональных властей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: