Проблема не в особых экономических зонах, а в том, что в России очень плохой инвестиционный климат
Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил прекратить деятельность десяти особых экономических зон (ОЭЗ) и приостановить создание новых, передает газета «Коммерсант».
Сообщается, что поручение Путина последовало после ознакомления с докладом главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, из которого следует, что на 33 особые экономические зоны с 2006 года потрачены огромные суммы: 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, а налоговые и таможенные платежи из этих зон за тот же срок составили всего 40 млрд руб. К 2016 году вместо 25 тысяч рабочих мест было создано только 18 тысяч. Создание же одного рабочего места обошлось бюджету в 10 млн рублей.
Президент также поручил правительству до 30 июня разработать единую стратегию работы ОЭЗ, оптимизировать бюджетные инвестиции и выработать механизмы их передачи под управление субъектам РФ.
Напомним, что ОЭЗ были созданы в июле 2005 года. На их территориях действуют льготные экономические условия для предпринимателей. На 1 января 2016 года в 30 субъектах функционировали 33 ОЭЗ: девять промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, три портовые зоны и 15 зон туристско-рекреационного типа. По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран.
Наталья Зубаревич:
— Поскольку какие именно зоны закроются в СМИ не сообщается, сказано только, что 10 из 33, то я почти уверена, что это будет часть так называемых рекреационных зон, портовых зон и, особенно, тех, что называют технико-внедренческими. В России реально были успешны промышленно-производственные зоны, их две: «Алабуга» в Татарстане и Липецкая зона, все остальные – не шатко не валко. Быть может, еще не плоха из рекреационных зон «Бирюзовая катунь» на стыке Республики Алтай и Алтайского края, поскольку там уже много денег использовали для развития инфраструктуры.
Если я правильно все поняла, то закрывают самые дистрофические зоны, в которых ничего не получилось. Передают на бюджеты регионов зоны, в которых еще что-то теплится. Но здесь мы сталкиваемся вот с какой проблемой: сейчас бюджеты регионов испытывают тяжелейшие трудности, денег на развитие инфраструктуры в этих зонах у регионов нет. Дефициты бюджетов имеют 75, 76, 77 субъектов РФ из 85 – это данные за последние три года. У регионов огромные долги, образовавшиеся из-за выполнения указов Президента по повышению заработной платы. Перевод зон в ведение регионов означает одну простую вещь – денег на инфраструктурное развитие этих зон не будет.
Инструмент, который называется «особая экономическая зона», в России попробовали, но получилось очень неважно, от этого инструмента отказались. Но проблема не в инструменте, а в том, как он используется: слишком маленькие территории, слишком скромный набор льгот.
Главная проблема даже не в зонах, а в том, что в России очень плохой инвестиционный климат, поэтому в зоны очень слабо инвестирует российский бизнес, не говоря уж об иностранном. В 2015 году объем прямых иностранных инвестиций в Россию сократился почти в 10 раз. Власти признали то, что было уже понятно, но мне не нравится резкость этого признания, решения власти, поскольку очевидно, что риски увеличиваются и для существующих зон. Это из серии: «сегодня ввел, а послезавтра отменил» — все это часть плохого инвестиционного российского климата, так не работают с инвесторами, для которых важна стабильность в законодательстве.