Принятие законопроекта о праве регионов отказываться от прямых выборов губернаторов подорвет конституциональное единство страны
Руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов ("Единая Россия") считает, что Госдума может принять законопроект о праве регионов отказываться от прямых выборов губернаторов и избирать своего руководителя в Заксобрании до ближайшего единого дня голосования, который должен состояться в сентябре. Соответствующий законопроект депутаты от всех четырех думских фракций внесли на рассмотрение Госдумы в середине декабря.
Cтаршинов пояснил, что речь не идет об отказе от недавно введенных прямых выборов глав регионов. Принципиальная новация законопроекта состоит в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики.
Модест Колеров:
— Наши депутаты, конечно, могут все. Они могут принять любой законопроект в трех чтениях, надо будет – примут в шести сразу. Вопрос только в политическом смысле этого решения. Если это решение будет принято и получит законную силу, то это станет признанием федерального центра в том, что без усложнения единой процедуры выборов, без придания себе дополнительной свободы рук, т.е. административных воздействий, федеральный центр уже не способен справляться с региональным разнообразием. Это, во-первых.
А во-вторых, федеральный центр должен будет объяснить в гораздо более широком смысле, не так как президент Путин, приведя в пример Дагестан, где никогда, как мы знаем, прямых выборов главы региона на было, а было формирование с учетом многонациональной специфики субъекта федерации, и приведя еще в пример Карачаево-Черкесию. После этого уже законного решения, встанет вопрос – почему эти 1,5 (в Карачаево-Черкесии прямые выборы) уникальных и легко объяснимых случая должны быть распространены на всю страну? Почему ради слабости федерального центра надо расшатать единство конституционных норм?
Одно дело, когда конституционные нормы ради мира, согласия, безопасности, скажем, не проводятся впрямую в Дагестане. Но другое дело, когда центр, например, в Орловской области, как ни назначит кого-нибудь, как ни порекомендует, так провал. Или как объяснить, что федеральный центр не может гарантировать адекватного поведения избирателей, опасаясь, что большинство из них выберет какого-нибудь черта во главе, как, например, городской власти Ленинска-Кузнецкого?
Это политическое качество этого решения будет негативным для федеральной власти, потому что подрывает единство конституционного порядка. Одно дело – исключение, другое дело – введение этого исключения в норму. Мы должны будем все заслушать депутатов, почему слабость федеральной власти приобретает таким образом конституциональное звучание. Я думаю, что в момент кризиса в стране, который далеко еще не окончился, такие вопросы от избирателей власти не нужны.