Превышение долгов над доходами в региональных бюджетах – это бомба замедленного действия
Министерство финансов подготовило поправки в законодательство, усиливающие персональную ответственность глав регионов за проводимую ими долговую политику. Если они будут приняты, то губернаторов и глав муниципальных образований, которые довели вверенные им регионы и города до долговой ямы, президент сможет отправлять в отставку в связи с утратой доверия.
Впервые о необходимости ужесточить ответственность глав регионов за безответственную финансовую политику, из-за которой целый ряд областей оказались в долговой яме, заявил в сентябре прошлого года глава Минфина Антон Силуанов.
Как уточнили в Минфине, в ближайшее время подготовленные ведомством поправки обсудит правительство. По итогам первого полугодия ведомство также планирует подготовить доклад в правительство о состоянии долговой нагрузки субъектов. Беспокойство у Минфина вызывают регионы, имеющие государственный долг в размере более 50% от своих налоговых и неналоговых доходов. По данным Минфина, на 1 января 2013 года таких регионов оказалось 33. При этом уровень госдолга отдельных регионов приближается к 100%. Наибольший объем госдолга — у Москвы (188,4 млрд рублей), Московской области (97,9 млрд), Республики Татарстан (85,9 млрд), Краснодарского края (73,9 млрд), Нижегородской области (45,8 млрд). В Мордовии долг составляет почти 100% от доходов региона, в Белгородской области — 84%, Тверской — 74%, Вологодской — 92%. По данным Минфина, в 2012 году госдолг и муниципальный долг субъектов вырос на 15,3%, почти до 1,6 трлн рублей. Просроченная кредиторская задолженность регионов перед бюджетом составила на начало 2013 года 16,2 млрд рублей.
Никита Кричевский:
— Предложения Минфина абсолютно верные и плевать на возможные подводные камни. У нас региональная власть очень любит брать под бюджетные гарантии кредиты, направлять деньги туда, куда им заблагорассудится, а отвечать за это, как правило, уже нужно из бюджета. Так или иначе, бюджетная строка под гарантии в региональных бюджетах предусмотрена, бюджетам приходится их покрывать.
Надо еще больше ужесточить требования к ответственности глав регионов за долговую политику. Потому что я не исключаю, что многие губернаторы подпадут под этот пресс. Это очень важный момент, так как проблема региональных бюджетов, а именно — превышение долгов над доходами, это очень серьезная проблема. Это бомба замедленного действия. Если у нас в федеральном бюджете как-то концы с концами сходятся, то во многих региональных бюджетах такой ситуации давно уже нет. Поясню свою мысль еще раз: приходят руководители регионов, берут ссуды в коммерческих банках под бюджетные гарантии, потом руководителя меняют, ссуды остаются висеть на региональных бюджетах, а человек, который лоббировал их получение, уже вне досягаемости.
Здесь не нужно путать дотационные регионы и регионы-должники, это разные вещи. Дотационные регионы – это те, которые получают субсидии из федерального бюджета, а должники – это те, кто собирает кредиты под региональный бюджет. Особенно нужно следить, если речь идет о дотационных регионах, которые федеральными деньгами закрывают дыры, которые образовались в результате необоснованных кредитов. При этом проценты по таким кредитам зачастую в 1,5-2 раза выше, чем, если бы кредиты получались в обычном порядке, то есть специально берут больше, чтобы больший процент ушел в карман.