Позиции Екатеринбурга в борьбе с региональной властью слабеют
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев впервые за время руководства регионом наложил вето на решение законодательного собрания, которое накануне в трех чтения приняло закон, предполагающий ликвидацию должности главы Екатеринбурга. Как пояснили Znak.com в областной администрации, на сегодняшний день глава региона не считает изменения в наименовании высшего должностного лица Екатеринбурга необходимым решением.
Законопроект, принятый накануне вечером областным парламентом, предусматривает изменения в порядке наименования высшего должностного лица муниципалитета. Он был внесен в Заксобрание представителями трех фракций: Алексеем Коробейниковым от «Единой России», Дмитрием Шадриным от КПРФ и Михаилом Зубаревым от ЛДПР.
Сейчас наименование высшего должностного лица Екатеринбурга выглядит как «глава города – председатель думы», а законопроект разделяет эти понятия. Так, согласно документу, при существующей системе избрания высшего должностного лица на прямых выборах с последующим назначением его спикером понятие «главы города» применять не следует, должность должна называться просто – «председатель думы». Также следует называть «председателем думы» должностное лицо, которое депутаты гордумы выбирают на этот пост из своего состава. В остальных случаях наименование «глава города» сохраняется. Отметим, законопроект касается исключительно Екатеринбурга, он не касается других муниципалитетов Свердловской области, где действует аналогичная система управления.
Алексей Ширинкин:
— Прежде всего, нужно сказать, что это не просто какая-то особенная ситуация в Свердловской области, это общероссийский политический фон. Мы говорим о той реформе МСУ, которая идет и цель которой — фактическая ликвидация прямых выборов мэров и повышение управляемости. Тут, конечно, есть свои плюсы, есть свои минусы, о них очень много уже сказано. Но в случае со Свердловской областью реформа, действительно, идет с большим скрипом в отличие от других регионов. По сравнению даже с той же Челябинской областью или с Карелией, как мы недавно это видели. В ряде регионов мэр уже не будет избираться, заксобрания изменили закон и обязали местные органы власти перейти на новую систему, то есть отменили прямые выборы. Скажем, в Челябинской области ситуация именно такая, там, если какие-то городские собрания депутатов не захотят подчиниться, то решением прокуратуры их могут обязать изменить уставы и перейти на новую модель фактического назначения мэров.
В Свердловской области ситуация несколько другая, там областные депутаты рекомендовали муниципалитетам изменить уставы, прямого принуждения к этому не было. Поэтому некоторые муниципалитеты пошли на встречу, если я не ошибаюсь, где-то 22 из 94 муниципальных образований, некоторые, как например, Екатеринбург, этого не делают. Соответственно возникла коллизия – кого можно считать главой муниципалитета? По новому порядку это должен быть глава администрации — глава города, а по старому действующему законодательству, которое в общем в Свердловской области еще не отменено, соответственно, тот, кто назывался главой муниципалитета на момент избрания, а на момент избрания этим главой был Ройзман. Вот такая правовая коллизия имеет здесь место. Видимо, возник соблазн у свердловских политтехнологов попробовать немного уязвить Ройзмана и таким образом понизить его формальный статус. Это давняя политическая война между областью и Екатеринбургом, она началась далеко не вчера.
Есть и другие обстоятельства, которые позиции города ослабляют, понижение статуса мэра – это только одна часть, гораздо более серьезным является изменение областных законов, по которым теперь управление рекламными площадями передается из рук города в администрацию области. Также теперь разрешение на проведение митингов будет выдавать не муниципалитет, а областные структуры, что, конечно, вызывает большие вопросы. И вот это гораздо более важно, чем звание руководителя города. В данном случае мы видим, что губернатор решил вмешаться, то есть проявить себя как добрый полицейский и укоротить областных депутатов.
Законопроект, принятый накануне вечером областным парламентом, предусматривает изменения в порядке наименования высшего должностного лица муниципалитета. Он был внесен в Заксобрание представителями трех фракций: Алексеем Коробейниковым от «Единой России», Дмитрием Шадриным от КПРФ и Михаилом Зубаревым от ЛДПР.
Сейчас наименование высшего должностного лица Екатеринбурга выглядит как «глава города – председатель думы», а законопроект разделяет эти понятия. Так, согласно документу, при существующей системе избрания высшего должностного лица на прямых выборах с последующим назначением его спикером понятие «главы города» применять не следует, должность должна называться просто – «председатель думы». Также следует называть «председателем думы» должностное лицо, которое депутаты гордумы выбирают на этот пост из своего состава. В остальных случаях наименование «глава города» сохраняется. Отметим, законопроект касается исключительно Екатеринбурга, он не касается других муниципалитетов Свердловской области, где действует аналогичная система управления.
Алексей Ширинкин:
— Прежде всего, нужно сказать, что это не просто какая-то особенная ситуация в Свердловской области, это общероссийский политический фон. Мы говорим о той реформе МСУ, которая идет и цель которой — фактическая ликвидация прямых выборов мэров и повышение управляемости. Тут, конечно, есть свои плюсы, есть свои минусы, о них очень много уже сказано. Но в случае со Свердловской областью реформа, действительно, идет с большим скрипом в отличие от других регионов. По сравнению даже с той же Челябинской областью или с Карелией, как мы недавно это видели. В ряде регионов мэр уже не будет избираться, заксобрания изменили закон и обязали местные органы власти перейти на новую систему, то есть отменили прямые выборы. Скажем, в Челябинской области ситуация именно такая, там, если какие-то городские собрания депутатов не захотят подчиниться, то решением прокуратуры их могут обязать изменить уставы и перейти на новую модель фактического назначения мэров.
В Свердловской области ситуация несколько другая, там областные депутаты рекомендовали муниципалитетам изменить уставы, прямого принуждения к этому не было. Поэтому некоторые муниципалитеты пошли на встречу, если я не ошибаюсь, где-то 22 из 94 муниципальных образований, некоторые, как например, Екатеринбург, этого не делают. Соответственно возникла коллизия – кого можно считать главой муниципалитета? По новому порядку это должен быть глава администрации — глава города, а по старому действующему законодательству, которое в общем в Свердловской области еще не отменено, соответственно, тот, кто назывался главой муниципалитета на момент избрания, а на момент избрания этим главой был Ройзман. Вот такая правовая коллизия имеет здесь место. Видимо, возник соблазн у свердловских политтехнологов попробовать немного уязвить Ройзмана и таким образом понизить его формальный статус. Это давняя политическая война между областью и Екатеринбургом, она началась далеко не вчера.
Есть и другие обстоятельства, которые позиции города ослабляют, понижение статуса мэра – это только одна часть, гораздо более серьезным является изменение областных законов, по которым теперь управление рекламными площадями передается из рук города в администрацию области. Также теперь разрешение на проведение митингов будет выдавать не муниципалитет, а областные структуры, что, конечно, вызывает большие вопросы. И вот это гораздо более важно, чем звание руководителя города. В данном случае мы видим, что губернатор решил вмешаться, то есть проявить себя как добрый полицейский и укоротить областных депутатов.