После широкого обсуждения временного запрета на никабы в Дагестане могут появиться люди, носящие никаб из протеста
Муфтият Дагестана объявил о временном запрете никабов в республике. Для всеобщего запрета достаточных оснований не нашлось, поэтому он был введен локально из-за существующей угрозы безопасности населения региона. Ограничения будут действовать до устранения напряженной обстановки. Меж тем контролировать запрет не будут, его соблюдение остается на усмотрение верующих. Ранее против ношения никаба выступил глава Дагестана Сергей Меликов. Он назвал эту одежду несвойственной кавказским народам.
Ахмет Ярлыкапов:
– Трудно сказать, в борьбе с чем может помочь решение о запрете на ношение никаба в Дагестане. Это решение муфтията, а не государственного органа власти, способного что-то запретить, то есть оно не является обязательным для всех – это лишь рекомендация. Поэтому трудно говорить о связи решения с борьбой с терроризмом и экстремизмом. Так борьбу не ведут.
И в Дагестане, и в целом в России очень малый процент населения носит никаб. После нездорового интереса, вызванного запретом, широкого обсуждения этого вопроса, наоборот, могут появиться люди, которые будут носить никаб из принципа. Это будет дополнительный способ выразить свой протест. Поэтому, мне кажется, либо государство должно запретить ношение никаба, либо не стоило устраивать такой информационный шум вокруг этого вопроса.
Однако на законодательном уровне такой запрет ввести достаточно трудно, как и с исламской точки зрения, потому что он не запрещен в Коране и сунне. Если женщина хочет дополнительно закрыть лицо, никто не может ей запретить, можно лишь сказать, что это нежелательно. С точки зрения светского закона для запрета должны быть очень серьезные основания, весомый аргумент. Возможно, им будет ссылка на то, что где-то когда-то террористы использовали такую одежду для совершения преступлений.
Я не вижу прямой связи между временным решением духовного управления о запрете никаба и политическими позициями Сергея Меликова. Губернатор формально не имеет отношения к этому решению. Да, он выступал за запрет, но не запретил. Запретил муфтият, причем, надо отметить, со множеством оговорок про временный характер, отсутствие оснований и так далее.