«Перезапустить» отмененные пассажирские поезда удастся довольно оперативно
РЖД с 7 апреля временно отменяет 53 поезда дальнего следования. Еще у 37 составов сокращается периодичность курсирования, сообщает Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД). Причина – снижение пассажиропотока на фоне пандемии COVID-19. В РЖД отмечают, что при улучшении ситуации и повышении спроса на пассажирские перевозки маршрутная сеть будет восстановлена в полном объеме.
Владимир Савчук:
– Пассажирские перевозки в России, как и в любой стране мира, являются дотационной деятельностью. Соответственно, в России субсидируются перевозки в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования дочерней структуре ОАО «РЖД» – АО «Федеральная пассажирская компания». Объем субсидирования сейчас составляет около 8 млрд рублей, а еще 10 лет назад эта сумма составляла более 30 млрд рублей.
Тем не менее отмена поездов негативно скажется на финансовых показателях пассажирского сектора холдинга ОАО «РЖД», поскольку сохраняются значительные постоянные расходы, не зависящие от объема перевозок: расходы на персонал, расходы на содержание парка пассажирских вагонов, административные расходы, амортизация многочисленного имущества и так далее.
Сложившаяся ситуация могла бы быть использована грузовым блоком холдинга ОАО «РЖД» в пользу грузоотправителей, так как отмена поездов освобождает пропускную способность железнодорожной сети. Использовать высвободившиеся мощности – непростая технологическая задача, так как технологии, скорость и маршруты у грузовых и пассажирских поездов значительно различаются. Однако в кризисный период целесообразно приложить дополнительные усилия для повышения выручки от грузовых перевозок.
Что касается восстановления графика движения пассажирских поездов, то, учитывая, что отмена поездов не должна повлечь за собой сокращения персонала, «перезапустить» пассажирские поезда при благополучной ситуации удастся довольно оперативно.