Особый порядок для лидеров нацреспублик – это фактическая капитуляция власти перед ними
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Александр Белоусов:
— Это уже не первый доклад, посвященный изменению системы региональных выборов. Налицо желание властных структур опять что-то поменять, подкорректировать систему, хотя объективных предпосылок к этому нет – выборы прошли для власти успешно. И вот это желание что-то постоянно менять – не есть хорошо для системы, потому что остается непонятно, по каким правилам идет игра и как они изменятся завтра.
Любые предложения по упорядочению, а точнее, по ограничению применения муниципального фильтра, безусловно, шли бы на пользу электоральному процессу выбора губернаторов. Потому что на данный момент он открывает бездну для административных манипуляций, делающих невозможным конкуренцию на выборах. Все понимают, что в любом регионе можно поставить депутатов под ружье и заставить подписаться за «нужного» или «нужных» кандидатов, не оставляя возможности остальным собрать минимально требуемое количество подписей. Но есть большие сомнения, что у власти есть желание сделать выборы более демократичными и менее предсказуемыми.
«Президентские консультации», конечно, то чего больше всего хотелось бы власти: вернуть все к той модели назначений, которая была до 2012 года. Власти сложно отказаться от желания все контролировать в ручном режиме. Увы, это наиболее вероятный ход развития ситуации: замена муниципального фильтра на президентский.
Наибольшие же опасения вызывает рассуждения об «особой модели» наделения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ для отдельных регионов. Понятно, что речь идет о национальных республиках и их лидерах. С этой проблемой власть сталкивается не в первый раз: в конце 90-х Шаймиев уже шантажировал федеральный центр выходом из состава России, если ему не позволят остаться на 3-й срок. И речь, собственно, идет не о необходимости какого-то особого порядка – там и так все проходит предсказуемо. Изменение порядка позволит лидерам национальных республик остаться на 3-й и 4-й срок. И в глазах общества, такие новшества будут, конечно, капитуляцией власти перед лидерами национальных республик.
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Александр Белоусов:
— Это уже не первый доклад, посвященный изменению системы региональных выборов. Налицо желание властных структур опять что-то поменять, подкорректировать систему, хотя объективных предпосылок к этому нет – выборы прошли для власти успешно. И вот это желание что-то постоянно менять – не есть хорошо для системы, потому что остается непонятно, по каким правилам идет игра и как они изменятся завтра.
Любые предложения по упорядочению, а точнее, по ограничению применения муниципального фильтра, безусловно, шли бы на пользу электоральному процессу выбора губернаторов. Потому что на данный момент он открывает бездну для административных манипуляций, делающих невозможным конкуренцию на выборах. Все понимают, что в любом регионе можно поставить депутатов под ружье и заставить подписаться за «нужного» или «нужных» кандидатов, не оставляя возможности остальным собрать минимально требуемое количество подписей. Но есть большие сомнения, что у власти есть желание сделать выборы более демократичными и менее предсказуемыми.
«Президентские консультации», конечно, то чего больше всего хотелось бы власти: вернуть все к той модели назначений, которая была до 2012 года. Власти сложно отказаться от желания все контролировать в ручном режиме. Увы, это наиболее вероятный ход развития ситуации: замена муниципального фильтра на президентский.
Наибольшие же опасения вызывает рассуждения об «особой модели» наделения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ для отдельных регионов. Понятно, что речь идет о национальных республиках и их лидерах. С этой проблемой власть сталкивается не в первый раз: в конце 90-х Шаймиев уже шантажировал федеральный центр выходом из состава России, если ему не позволят остаться на 3-й срок. И речь, собственно, идет не о необходимости какого-то особого порядка – там и так все проходит предсказуемо. Изменение порядка позволит лидерам национальных республик остаться на 3-й и 4-й срок. И в глазах общества, такие новшества будут, конечно, капитуляцией власти перед лидерами национальных республик.