Никакой концепции в отношении МСУ просто нет, в ближайшее время она вряд ли появится
После оглашения послания Владимира Путина Федеральному собранию, в котором президент заявил о необходимости реформы местного самоуправления — предоставления МСУ финансирования и перевод полномочий туда, где они будут исполняться наиболее эффективно, фонд ИСЭПИ подготовил доклад с двумя вариантами возможной реформы.
Глава государства назвал «выхолощенным» районный уровень власти и поручил уточнить общие принципы работы МСУ для организации «сильной, финансово состоятельной власти на местах».
В представленном докладе предлагается два варианта. Первый из них — создание вместо имеющихся округов и муниципальных районов территориальных органов власти, при этом местным самоуправлением будут считаться городские и сельские поселения и внутригородские муниципальные образования. Руководителя территориального органа власти предлагается назначать губернатору через согласование с депутатами «первого уровня», перед которыми будет ставиться вопрос о доверии, гордумы упраздняются. Одновременно с этим вводится строгая отчетность главы территориального органа перед населением и депутатами МСУ,
Второй вариант предусматривает создание в столицах субъектов РФ новых муниципальных образований – «городских агломераций». В них будет сохранено МСУ обоих уровней, его руководители назначаются губернатором и могут быть отозваны депутатами и населением. Фонд также добавляет, что такая модель сходна с тем, что существует в Санкт-Петербурге и Москве.
Сергей Комарицын:
— В последние года два от федеральной власти идут абсолютно противоречащие друг другу сигналы в отношении МСУ. Это говорит о том, что четкого представления просто нет.
Если в эпоху создания «вертикали власти» последовательно уничтожались демократические завоевания – к примеру, в Красноярском крае осталось всего пять муниципалитетов с прямыми выборами главы, а по всей стране половина столиц субъектов федерации лишились такого права, то полтора года назад вопрос был поставлен о возвращении этих демократических норм. Чем некоторые уже успели воспользоваться – в частности, в Иркутской области несколько городов изменили Уставы и вернули прямые выборы, в Красноярском крае это сделал третий по численности город Ачинск.
Но, думаю, что проблема, которая волнует кремлевскую бюрократию, не муниципалитеты вообще, а конкретно центры регионов, особенно города-миллионники.
Как показали выборы 8 сентября – в частности мэра Екатеринбурга или горсовета Красноярска – именно в этом сегменте центральная власть чувствует некую угрозу (выборы губернаторов она выигрывает легко). Но это чисто политические страхи, они не связаны с реальными управленческими или финансово-бюджетными проблемами. В Кремле, во всяком случае, наиболее адекватные люди, тоже понимают, что ущемление прав жителей этих больших городов может вернуться бумерангом. Поэтому никакой концепции в отношении МСУ просто нет, и в ближайшее время в продуманном и ответственном виде она вряд ли появится.