Никаких «президентских» фильтров, как и иных, быть не должно
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) на днях обнародовал аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%). Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Александр Чуев:
— Я считаю, что выборы губернаторов должны проводиться выдвижением от политических партий и через простой сбор подписей, число которых должно не превышать 5-7 тысяч, или 5-7 процентов подписей муниципальных депутатов или адекватный денежный залог. При этом политические партии, безусловно, должны также собирать подписи, если они не имеют фракций в региональном парламенте, а если имеют, то должны выдвигать кандидатов свободно.
Поскольку власть принципиально пошла на проведение губернаторских выборов, то никаких "президентских" фильтров, как и иных, быть не должно. Но при этом должна существовать простая возможность для Президента РФ досрочного отзыва действующего губернатора. Такая же возможность, но более сложная по процедуре, должна быть предусмотрена и для регионального законодательного органа власти (не менее чем двумя третями или тремя четвертями, при наличии серьезных оснований).
Никаких особых порядков избрания глав национальных республик или отдельных областей быть не должно. По крайней мере в ближайшие пять семь лет. Другой вопрос, что в ряде субъектов РФ можно предусмотреть отмену выборов глав региона путем решения местного (регионального) референдума или решения двух третей (трех четвертей) областного собрания, которое принимается после обращения к собранию не менее чем ста тысяч жителей области или республики (или не менее 20 процентов от общего числа жителей).
В этом случае глава региона назначается решением Президента РФ, а кандидаты представляются политическими партиями или путем сбора 5-7 тысяч подписей или 5-7 процентов от муниципальных депутатов. Процедура отказа от проведения выборов должна быть достаточно сложной, но при этом вполне реализуемой. Такой порядок я считал бы оптимальным на ближайшие лет десять-пятнадцать.